Премьерные показы оперетты «Сильва» (12+) состоялись в конце марта в Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета имени А. С. Пушкина. Это уже пятая постановка, но случается такое событие раз в 20 лет.
Мировая премьеры «Сильвы» композитора Имре Кальмана состоялась 17 ноября 1915 года – шла Первая мировая война, и до конца трагедии было еще далеко. Символично, и в Горьковском театре оперы и балета ее впервые поставили в 1941 году. Вопреки всему духоподъемные комедии были необходимы людям во все времена.
По сюжету действие оперетты «Королевы чардаша» (как иначе именуют «Сильву») происходит в 1912 году то в Будапеште – в модном кабаре, то в Вене – в княжеском доме семьи Веллерсхайм. Довоенное, безмятежное время, где все разговоры сводятся к любовным переживаниям и поиску удовольствий. Впрочем, в диалогах уже проскальзывают сентиментальные ноты ностальгии и воспоминаний – потерянный рай, который уже никогда не вернется.
Воспоминания о былой славе не затмит блеск новых огней. Княгиня Александра – Елена Шевченко
Секрет успеха незатейливой истории о неравном браке певички и богача (помимо предсказуемого счастливого финала) заключается прежде всего в прекрасных мелодиях – каждая из них стала настоящим хитом на эстраде и классических сценах. Даже известные оперные певцы стараются включать партии и арии из этой оперетты в свой концертный репертуар. Зрители, знающие наизусть фабулу спектакля, подчас готовы подпевать солистам из зала слова любимых песен.
На такой подготовленной почве благодаря усилиям всех создателей постановки на нижегородской сцене вырос яркий цветок премьеры. Режиссер-постановщик спектакля Сусанна Цирюк (Санкт-Петербург) сохранила место и время действия – это все та же старая Европа во времена стильной эпохи ар-нуво (или «модерна», как принято говорить в нашей стране). Но и в нравах благовоспитанных отпрысков становятся заметны нововведения нашего времени: молодой князь отшлепывает в такт музыке по «мягкому месту» свою невесту, отчего ей потом «больно» сидеть. А со своим конкурентом за сердце Сильвы (ее ложным мужем) – светским ловеласом Бони Эдвин готов чуть ли не вести рукопашный бой.
Эдвин (Олег Федоненко) и уже не просто Сильва, а графиня Канчиану
Появились и другие забавные новшества: начало второго действия предваряет вставной хореографический номер «На перроне», а знаменитые «Красотки кабаре» задорно исполняет не женский, а мужской кордебалет. Балетмейстер-постановщик – Елена Лемешевская.
Поскольку большая часть событий разворачивается за кулисами будапештского мюзик-холла «Орфеум» – где все персонажи после прощального спектакля, на удивление, без устали и опьянения кутят и веселятся, – на заднем плане установлена барная стойка, а все свободное пространство сцены заставлено столиками и бильярдным столом, за которыми, как в азартной игре, решаются судьбы героев. Автор такого решения и световой палитры спектакля – художник-постановщик Алексей Тарасов (Санкт-Петербург). Основные цвета декораций – роскошное сочетание черного и золотого – немного напомнили стиль 1920-х: ар-деко и фильм «Великий Гэтсби» 2013 года. Золото – преувеличенно искусственное, сусальное, но опереточные чувства, как выяснится в финале, были настоящими.
Художник-постановщик Татьяна Королева (Санкт-Петербург) создала эффектные, красивые костюмы, передающие флер эпохи. При этом первое появление Сильвы вызвало удивление. Главная героиня воинственно одета в декоративные доспехи и шлем, словно только что не в кабаре, а на оперной сцене она участвовала в монументальной постановке по «Валькириям» Вагнера. Но уже в следующей картине и далее все встает на свои временные и смысловые места.
«Королева чардаша» (Ульяна Старкова) сумеет постоять за себя
Тема сословного неравенства, из-за которого офицер, князь Эдвин Липерт Веллерсхайм не может взять в жены звезду кабаре Сильву Вареску, – в центре конфликта. Первая мировая война и последовавшие за ней события разрушат прежние социальные границы. А пока мы верим в силу архаичных традиций, по которым родители Эдвина решили судьбу сына, выбрав ему достойную невесту – графиню Анастасию (Стасси) из своего аристократического круга. Семью ждут не только предсвадебные скандалы, но и «скелеты в шкафу», из которых станет ясно, что и у матери Эдвина было бурное сценическое прошлое, а его отцу совсем не чужды увлечения певицами.
С каким бы азартом и самоотдачей ни работали артисты, впечатление портят детали. Новая версия «Сильвы», без сомнений, украсила нижегородскую сцену, но одновременно и вернула нас к нерешенным, старым проблемам со звуком. Усиление его дополнительными микрофонами помогло сделать громче голоса солистов, но по-прежнему хорошая слышимость есть только в первых рядах. Вместе с тем появились и лишние, посторонние шумы из динамиков. Драматическая игра артистов в прозаических частях оперетт – не самая сильная сторона нашего театра. Короткие диалоги порой надо просто терпеливо пережить, чтобы дождаться сладко звучащих мелодий сказочного Кальмана.
У исполнительниц титульных партий Надежды Масловой и Ульяны Старковой немало поклонников, которые ходят исключительно на составы со своей любимой артисткой. Сравнить, какими будут их дуэты с двумя Эдвинами: Алексеем Кошелевым и Олегом Федоненко, у зрителей есть возможность на ближайших показах, которые состоятся 13 и 21 апреля.
Ольга ПЛАКСУНОВА
Фото Ивана КРЮКОВА