Найти в Дзене
PseudoPhilosophiste

Проблема бытия в античности. Тождество бытия и мышления.

Впервые проблему бытия как таковую поставил древнегреческий философ Парменид. Именно во времена античности произошло столкновение бытия и сущего: появилась необходимость отделить существующее, вещественное (т.е. сущее) от того, что позволяет ему существовать (бытия). Открытие того, что за предметом, материальным стоит то, что невозможно увидеть глазами, стало колоссальным достижением древнегреческой Элейской школы философской мысли, к которой принадлежали Парменид и Зенон. Проблема бытия открывается в изложении Парменида через следующее противопоставление: Также Парменидом был сформулирован принцип тождества бытия и мышления. «Одно и то же – мысль и то, о чем мысль». Мышление может быть только мышлением бытия. А значит, невозможно мыслить небытие, ведь его нет, и наше мышление небытия будет мышлением ни о чем, то есть не будет и собственно мышлением. Толкование бытия и сущего в русле мысли Парменида, но методом доказательства от противного продолжил в своих апориях его ученик Зенон.

Впервые проблему бытия как таковую поставил древнегреческий философ Парменид.

Именно во времена античности произошло столкновение бытия и сущего: появилась необходимость отделить существующее, вещественное (т.е. сущее) от того, что позволяет ему существовать (бытия). Открытие того, что за предметом, материальным стоит то, что невозможно увидеть глазами, стало колоссальным достижением древнегреческой Элейской школы философской мысли, к которой принадлежали Парменид и Зенон.

Проблема бытия открывается в изложении Парменида через следующее противопоставление:

-2

Также Парменидом был сформулирован принцип тождества бытия и мышления. «Одно и то же – мысль и то, о чем мысль». Мышление может быть только мышлением бытия. А значит, невозможно мыслить небытие, ведь его нет, и наше мышление небытия будет мышлением ни о чем, то есть не будет и собственно мышлением.

Толкование бытия и сущего в русле мысли Парменида, но методом доказательства от противного продолжил в своих апориях его ученик Зенон.

Апорѝя – букв. «тупик», «безвыходность», «безвыходное состояние» – своеобразный мысленный опыт, содержащий парадокс. В более поэтической интерпретации – приглашение мыслящего остановиться и поразмыслить над правильностью выбранного пути рассуждения. Современники упоминали более 40 апорий Зенона, до нас дошли 9. Самые известные из них - три апории о движении.

Ахиллес и черепаха

Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.

Апория предполагает отсутствие у пространства и времени предела делимости, невозможность в строгом смысле не вообразить, а именно помыслить относительное движение.

Дихотомия (греч. деление пополам)

Чтобы преодолеть путь, нужно сначала преодолеть половину пути, а чтобы преодолеть половину пути, нужно сначала преодолеть половину половины, и так до бесконечности. Поэтому движение никогда не начнётся.

Постулируя то, что каждый отрезок можно делить пополам бесконечно, и поэтому он в итоге будет состоять из бесконечного числа отрезков, данная апория констатирует фактически невозможность помыслить начало и конец движения, в то же время заставляя задуматься об истинности наших каждодневных наблюдений за перемещением и движением тел в пространстве.

Стрела

Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она покоится, а поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится всегда.

Здесь речь идет уже о невозможности помыслить сам процесс движения.

Вопрос о бытии требует отделить существующее от того, что именно делает его таковым. Первым шагом к этому можно считать обособление принципа тождества бытия и мышления – одно из самых ранних и существенных философских открытий, которое после воспроизводилось различными другими философами на новом уровне.

Ошибочно воспринимать эти рассуждения как софизмы или полагать, что с появлением высшей математики все апории разрешены. Бертран Рассел писал, что апории Зенона «в той или иной форме затрагивают основания почти всех теорий пространства, времени и бесконечности, предлагавшихся с его времени до наших дней». Научные дискуссии, вызванные рассуждениями Зенона, существенно углубили человеческие знания в области таких фундаментальных понятий, как роль непрерывного и дискретного (прерывного) в природе, адекватность физического движения и его математической модели и др. Эти дискуссии продолжаются и в настоящее время, прийти к общему мнению о сущности парадоксов научному сообществу пока не удалось.