Найти тему
Нарина Ринго

Про кино в Индоре* (самый чистый город Индии,финансовая столица штата Мадхья Прадеш*)

Важнейшее из искусств – это, безусловно, кино. Тем более, кино в Индии.

Безопасность порядочного кинотеатра блюдут, как в аэропорту. Мужчин на входе освистывают петлей, а женщин отводят в кабинку за тряпками, чтоб не стеснялась, и там уже проверяют. Тоже женщины, что важно. Чтобы бомбу с собой не пронесли. Сумки, еду, шлемы мотоциклов оставляешь в камере хранения. Можно только воду в зал.

Кинотеатры в Индоре стараются перещеголять друг друга по потворствованию человеческой праздности, помноженной на желание довести комфорт до абсолюта и занежить до невозможности рассыпчатое и падкое на лень тело. Звук, экран – понятное дело. Кондиционеры, чтобы не жарко. Расстояния между рядами такие, что не надо вставать, когда иной опоздун во тьме ищет свое место. Мягкие сиденья.

В одном кинотеатре кресла-шезлонги с подставкой для ног. Они могут регулироваться, чтобы смотреть фильмы в полулежачем положении под любым комфортным углом. Вероятно где-то должны быть залы сразу со встроенными рабами. В некоторых кинотеатрах – столики. Нет аскетичного отношения к еде, как в Восточной Азии. Есть любят все, постоянно и по любому поводу. Еда – это любовь, любовь – это еда.

Вот в отечественном кинотеатре ты можешь внутренне рычать, что вокруг все пришли пожрать, как будто дома не могли! Этот мышами пахнущий пенопласт поп-корновый, чипсы шуршащие и хрустящие, шоколад, пшпшпшшшковые газировки. Пельмени еще принесите с собой, голодари! Телефонами своими светят, а кино не смотрят. Доколе?! А в Индоре я обомлела от сочетания кино, еды и телефона. Вымлеть обратно не смогла, потому познала дзен.

Со своей едой, разумеется, нельзя. Но ты можешь заказать что угодно в буфете при кинозале, где все втридорога, зато внутрь можно. При покупке билетов, чтоб два раза не ходить. И когда я пишу «что угодно» - это правда, что угодно. Даже «чего изволите». Ты с подносом, на котором могут быть самосы, пирожки, чипсы, вода, газировка, чай, какао или кофе, горячие блюда и овощная нарезка, в конце концов, pourquoi бы и не pas, садишься за свой столик, расчехляешь кетчуп, соль и другие заправки. Пока еда пропитывается приправами по твоему вкусу и слегка остывает, с экрана расскажут про вред курения, выцыганивание приданого, катание на мотоцикле без шлема и другие социальные проблемы.

Потом заиграет гимн. Надо встать. Можно даже подпеть. В каждом кинотеатре свой видеоролик под гимн. Мне больше всего нравится в стиле социалреализма. Будто бы в Индии коммунизм уже наступил лет десять как. Под гимн показывают простых работяг из разных штатов: рыбаки из Кералы, сборщицы чая из Ассама и Дарджилинга, ткачихи, дети рабочих бегут по улицам, рассыпают в воздухе цветные порошки, все трудятся, улыбаются и довольны. «Буду работать еще усерднее» говорят их оруэлловские улыбки.

Пока сидишь со своим подносом и читаешь титры, по залу начнут бегать расторопные девушки и парни и пихать тебе меню, чтоб ты с голоду не умер во время киносеанса. Настойчиво так, раза четыре предложат с интервалами, вдруг передумаешь. Индийские фильмы могут часа три идти. Да и вообще современные фильмы по всей планете полтора часа давно не длятся. Для удобства кинозрителей посередине просмотра предусмотрено то, что в немецких детсадах называют «pinkel pause», если верить Евгению Гришковцу. Это перерыв на пописать. Или немного погулять и размять кости. Или купить еще пирожок. Или сменить памперс младенцу. Да, кстати. В кино ходят с совсем маленькими, никто не требует выгнать, если малой заплакал или занят грудным вскармливанием. Никто не вздыхает драматично и не страдает вслух, что он деньги платил, а вы, мамаша, сидели бы дома, не мешали б культурным людям отдыхать. К детям очень лояльное отношение.

Для людей с дополнительными потребностями предлагают складные кресла-каталки, чтобы по холлу прокатиться, посмотреть на плакаты и
анонсы. Словом, разлюли, моя малина, а не кино.