Найти в Дзене

Президент Школы "СКОЛКОВО" Андрей Шаронов: наша хроническая занятость - это наша трусость

В 2017 году Андрей Шаронов, президент Московской школы управления "СКОЛКОВО" прочитал лекцию в БФУ им.И.Канта. Слушателями были выпускники Президентской программы подготовки управленческих кадров, кадровый резерв Калининградской области, муниципальные и региональные управленцы разного уровня (включая врио главы региона и мэра Калининграда). Лекция не касалась напрямую темы бизнеса, а была посвящена обучению в течение всей жизни (life-long learning), работе с собой и внешним миром, личной эффективности и называлась просто - "Я: 2.0". Мы решили напомнить тезисы выступления: 1. Цель: «Я буду говорить о том, как каждому из нас не просто выжить в существующей ситуации, которая сложна, быстро меняется, непредсказуема, а как быть успешным и даже процветать. Я хочу, чтобы вы вышли из этого зала сегодня через полтора часа с большими сомнениями по поводу того, что мы с вами правильно живём, что мы правильно трактуем наши мотивы, мысли, самооценку. Я хочу, чтобы вы вышли отсюда с уверенность

В 2017 году Андрей Шаронов, президент Московской школы управления "СКОЛКОВО" прочитал лекцию в БФУ им.И.Канта. Слушателями были выпускники Президентской программы подготовки управленческих кадров, кадровый резерв Калининградской области, муниципальные и региональные управленцы разного уровня (включая врио главы региона и мэра Калининграда).

Лекция не касалась напрямую темы бизнеса, а была посвящена обучению в течение всей жизни (life-long learning), работе с собой и внешним миром, личной эффективности и называлась просто - "Я: 2.0".

Мы решили напомнить тезисы выступления:

1. Цель:

«Я буду говорить о том, как каждому из нас не просто выжить в существующей ситуации, которая сложна, быстро меняется, непредсказуема, а как быть успешным и даже процветать. Я хочу, чтобы вы вышли из этого зала сегодня через полтора часа с большими сомнениями по поводу того, что мы с вами правильно живём, что мы правильно трактуем наши мотивы, мысли, самооценку. Я хочу, чтобы вы вышли отсюда с уверенностью, что мы можем влиять на свои мысли, действия, поведение, мы можем управлять ситуацией и собой в ситуации. Мы можем не быть жертвами внешних обстоятельств, во что нам очень часто хочется играть».

2. Мы живём в мире VUCA (VUCA — это аббревиатура из английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределённость), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). Чтобы описать это состояние VUCA, лектор привёл несколько цифр:

— 90% информации в мире появились за последние 2 года;

— ожидается, что средняя продолжительность жизни детей, родившихся в 2007 году в США, Италии, Франции и Канаде, будет 104 года;

— стоимость хранения 1 Гб информации с 1980 года снизилась в 1 миллиард раз;

— стоимость секвенирования генома 1 человека снизилась в 100 тысяч раз;

— 75% населения планеты имеет доступ к мобильной связи, но не все из них имеют доступ к чистой воде;

— ещё 10 лет назад не существовало как минимум 10 профессий, которые сегодня входят в число самых востребованных и высокооплачиваемых (специалист по BIG DATA, APP-разработчик, оператор дрона и т.д.)

-2

«Наши исследователи в «СКОЛКОВО» проанализировали данные из сети LinkedIn и выявили 10 наиболее востребованных профессий. Важно заметить, что каждая профессия или вид деятельности здесь гибридны по своей форме: например, они подразумевают соединение нашего интеллекта с машинным. Во второй колонке 10 навыков, или компетенций, которые объединены тем, что все они относятся к soft skills, к нашим персональным навыкам, не связанным со строгими дисциплинами: ни с физикой, ни с математикой, ни с медициной и т.д. Они связаны с решением проблем, с критическим мышлением, с креативностью, с умением разрешать конфликты, управлять мультинациональной командой. Это тоже способ проверить, насколько мы соответствуем ожиданиям новой эпохи».

3. Учитывая увеличение средней продолжительности жизни и более поздний выход на пенсию, а также фактор 4 технологической революции, следует понять, что теперь придётся учиться всю жизнь. Это концепция life-long learning.

Традиционная образовательная траектория однопиковая: человек получал одно высшее образование до 25 лет. Но сейчас правильно говорить о трёхпиковой модели, поскольку существует второй (30-55 лет) и третий (55+) трудоспособный возраст. И это относится не к нынешним детям, а к нам. Сегодня человек за жизнь в среднем меняет 8 видов деятельности, не должностей, а видов деятельности. Нужно быть готовыми к переходу из одной индустрии в другую, нужно быть готовыми учиться всю жизнь.

4. Большинство из нас знают, какие навыки нам нужны, многие даже пытаются их освоить, но у немногих получается. Почему? Важно понимать, как навыки формируются и закрепляются. Андрей Шаронов использовал пример с ездой на велосипеде. 

  • Сначала ребёнок ездить на 4-колёсном велосипеде и думает, что он умеет ездить. Это этап неосознанной некомпетентности
  • Затем ребёнок видит, что у взрослых 2 колеса, и просит снять дополнительные колёса со своего велосипеда. И после нескольких падений понимает, что он не умеет ездить. Это этап осознанной некомпетентности
  • После определённых усилий он перестаёт падать, появляется навык езды на велосипеде. Но этот процесс требует огромной концентрации, человек не может в этот момент расслабиться, порой даже разговаривать Это этап осознанной компетентности.
  • Регулярное применение навыка приводит к тому, что человек может не держать руки на руле, разговаривать по телефону и т.д. Это этап подсознательной компетентности
-3

5. Обучение — это инвестиция, мы тратим время, внимание и деньги. Поэтому мы должны чётко понимать, что получим на выходе после процесса обучения. По мнению лектора, есть три самых важных результата обучения. «Если их нет, то смею предположить, что это обучение не полноценное», — сказал Андрей Шаронов. Итак, это:

  • знания, навыки, компетенции;
  • «среда», социальный капитал, контакты (выпускники американских бизнес-школ считают именно этот результат самым важным, а не знания);
  • персональная трансформация и воодушевление.

6. Что же делать, чтобы осуществить эту персональную трансформацию? CEO можно воспринимать не только как Chief Executive Officer (главный исполнительный директор), но и как Chief Energy Officer, т.е. главное должностное лицо по энергетике компании, это лидер, который заставляет нас быть живыми, заинтересованными, неравнодушными. Поэтому глава компании, города или области — это люди, которые отвечают за энергетику всего сообщества.

Тони Шварц выделяет 4 типа энергии:

  • физическая (это запас «топлива», чтобы двигаться, думать и т.д.);
  • эмоциональная (это качество топлива, это позитивная энергия созидания или негативная энергия разрушения);
  • ментальная (это наш фокус, сосредоточение на проблеме, насколько мы здесь и сейчас, примерно 65% времени человек мысленно отсутствует в том процессе, в котором внешне он участвует);
  • духовная (это самое важное, это цель, зачем всё это? ради чего мы живём и работаем?).

«Существует устойчивое заблуждение, что идеальный работник похож либо на компьютер, либо на конвейер. Это символы 2 и 3 промышленных революций, это символы ХХ века. Поэтому многие работодатели хотели бы, чтобы сотрудники пахали как компьютеры. Это полная глупость! Человек принципиально другой. Человек живёт циклами: подъём – спуск – восстановление».

7. Несколько правил (советов) по изменению себя (своей жизни).

1) Первые 90 минут после пробуждения самые продуктивные и результативные, психическая энергия самая высокая. Не назначайте бессмысленные совещания, занимайтесь самым важным и дайте возможность другими заниматься самым важным.

2) Проверяйте электронную почту 2-3 раза в день, а не бросайте все дела, как только услышите оповещение о входящем письме.

3) Мультизадачности не существует. «Неправильно сравнивать мозг человека с компьютером, но если это сделать, то у человека малая оперативная память и всего один процессор. В каждый конкретный момент вы делаете всего одно дело. Переключаясь между делами, вы тратите время и ресурсы на «подгружение» данных».

4) Важное VS срочное. Нужно разделять важное и срочное. Если браться за срочное, то на важное не хватит времени, сил и т.д. Придя на работу, сначала занимайтесь важным, пока есть силы. Сначала будет завал со срочным, но постепенно ситуация выправится.

5) Правило «1 meeting». 

«Когда вы общаетесь с человеком и краем глаза смотрите на мобильный телефон, вы даёте ему очень сильный сигнал: ты не достоин всего моего внимания. Именно так может, а по большому счёту, и должен воспринимать ваше отвлечение на мобильный ваш собеседник. Вот подумайте, хотели бы вы этого, общаясь с начальником, коллегой, партнёром, студентом?» 

6) Ритуалы/нервная энергия

«Почему человек очень тяжело усваивает новые навыки? Ответ достаточно простой: новые ритуалы требуют, во-первых, отказа от старых ритуалов, привычек. Это очень сложно. Например, в тех видах спорта, где важна техника (футбол, теннис и т.д.), тренеры гораздо охотнее работают с теми, у кого вообще никаких навыков нет, чем с теми, у кого неправильные устоявшиеся навыки. 
Во-вторых, у нас единый запас нервной энергии. Её можно тратить на то, чтобы выучить английский, или на то, чтобы бороться с желанием съесть шоколадку. Поэтому нельзя принимать сразу 10 вызовов, не справитесь, проиграете. 
Но есть ритуалы, которые могут помогать нам привыкать к новому поведению с меньшими энергозатратами. Например, коллективный поход в спортзал, обещание перед кем-то и т.д. Пусть ваш вызов будет не только вашим делом».

7) Рефлексия / усвоение / присвоение

Андрей Шаронов несколько раз говорил, что обучение — это не только сидение за партой. Очень важным инструментом и формой обучения является рефлексия. В качестве примера он привёл задание, которое выполнял во время обучения в бизнес-школе INSEAD: один из преподавателей начинал занятие с того, что просил каждого студента в течение 5 минут записать 5-6 вещей, которые тот понял или сделал накануне. Потом в течение 5 минут шло обсуждение в малых группах из 6 человек. А затем каждая группа озвучивала по 2-3 тезиса, чтобы не повторяться  с остальными. 

«В итоге за 15-20 минут у меня в тетради появлялось 10-12 пунктов того, что я сделал или не сделал (о чём жалел). Иногда результат выглядит довольно банально, но иногда ты сталкиваешься с какими-то "осенениями". Ты вдруг понимаешь, что вот эта вещь очень важна, она важна не только сегодня, но в целом для работы или по жизни. Ты начинаешь мысленно примерять это открытие на себя, на свою жизнь, переформулируешь это открытие под себя, происходит присвоение информации».

8) Экстернализация мышления. Это важная техника использования доски или бумаги во время мыслительного процесса. Поскольку у человека очень небольшая оперативная память, то когда вы раздумываете над проблемой и у вас появляется какая-то мысль, сразу запишите ей ещё до этапа оценки. Это одно из правил проведения мозгового штурма.

8. По большому счёту, Андрей Шаронов призывал всех быть более осознанными. Это означает, например, не перекладывать ответственность за свою жизнь на кого-то или на обстоятельства. В частности, он ссылался на книгу «Busy», которая ещё не переведена на русский язык (вероятно, речь об этой книге). 

«Наша хроническая занятость — это наша трусость. Это наша трусость, когда мы себе боимся признаться, что мы занимаемся всем и много, потому что боимся заняться важным. Мы много занимаемся срочным, и это грустно. 
Но вы управляете собой в этой ситуации: вы принимаете решение, будете этим заниматься или нет. Иногда ответ НЕТ означает, что придётся уволиться с работы. Но если в определённый момент я понимал, что я не хочу больше этим заниматься несмотря на погоны, доходы и признание, я уходил. Так случилось, например, с мэрией Москвы".

9. Спорт, спорт и ещё раз спорт. Андрей Шаронов заверил аудиторию, что всю жизнь занимается спортом. Сначала это был футбол, потом теннис. Сейчас же он любит бег на длинные дистанции, за его спиной несколько полумарафонов и даже марафонов.

10. В заключении Андрей Шаронов рассказал о  Бронни Вэр, медсестре из Австралии, которая в течение нескольких лет заботилась о пациентах в последние 12 недель их жизни. Она записывала их предсмертные откровения в своём блоге, а потом написала книгу под названием «The Top Five Regrets of the Dying» («Пять главных сожалений умирающих»). Лектор привёл эти 5 сожалений.

-4