Как и большинство студентов, я когда-то столкнулся с проблемой трудоустройства, а именно: я понимал, что мне нужен релевантный опыт, без которого попасть на желаемую позицию в нормальную компанию невозможно. К счастью, этим вопросом я задался еще на первом курсе, так как финансами заинтересовался еще в школе и знал, где примерно я хочу работать (разницы между инвестиционным банкингом и трейдингом я тогда не понимал, но, благодаря таким сериалам, как «Воины Уолл-Стрит», я знал точно, где не желаю трудиться).
Первое, что я сделал – составил список всех финансовых организаций города, которых набралось больше сотни. В этом списке фигурировали не только названия и вебсайты, но и телефоны и электронные адреса ключевых сотрудников (обычно это были партнеры компаний). Этот список я и стал прорабатывать, создав подобие воронки продаж. В основном я писал имейлы: во-первых, в электронных письмах я мог больше рассказать о себе и приложить резюме, во-вторых, я, как и многие люди в этом возрасте, стеснялся и не был уверен в способностях продавать себя.
В письмах я не «шел напролом», а приглашал людей выпить со мной кофе в удобное для них время. Ключ к успеху в таких просьбах – польстить человеку, указать на его опыт и намекнуть на компетентность в умении давать полезные советы молодому поколению. На удивление, это работало – response-rate был на уровне 20% - 30%. Часто решающим фактором было то, что я знал кого-то из родственников или бывших коллег этих людей (полезным был и такой референс: общаешься с одним человеком, пишешь потом другому профессионалу и говоришь, что знаешь его знакомого).
Один из примеров: менеджер хедж-фонда согласился на встречу со мной лишь потому, что я косвенно знал его отца, о чем я написал в сообщении в LinkedIn (подчеркиваю важность иметь профиль в этой социальной сети несмотря на то, что в РФ она заблокирована). Он мне так и сказал при встрече: «Алекс, мне каждый день пишут в личку 2-3 человека с похожей просьбой, что у тебя. Решающим фактором было то, что ты знаешь моего отца».
Люди в большинстве случаев соглашались на встречи. Они, с одной стороны, позволяли мне узнавать больше об индустрии и специфике работы каждой компании, а с другой – производить впечатление на людей и оставаться у них «в памяти». Естественно, я часто брал с собой резюме и отдавал его при встрече.
Бывали случаи, когда в моменте люди не отвечали или говорили, что заняты, но выходили на контакт позже.
Еще один пример: генеральный директор одного крупного канадского ЗПИФа (REIT – Real Estate Investment Trust) встретился со мной лишь через два месяца после первичного контакта с его секретарем (кстати, я представился как член какого-то экономического клуба в своем университете, который на самом деле не даже существовал. Прибегал к таким приемам для того, чтобы с большей вероятностью расположить к себе человека). На встрече я показал ему какую-то глупую презентацию на тему того, что им нужно развивать отдельное направление в их бизнесе, потому что рынок оценивает другую нишу выше, чем ту, в которой они находятся. Смотря в прошлое, это выглядит забавно. Однако, на удивление, генеральный директор выслушал меня и даже задал несколько уточняющих вопросов по моей презентации.
Конечно, в большинстве случаев я лишь получал «прогретые контакты» лиц, принимающих решение, которые, кстати, тщательно записывал в отдельном Excel-файле, отслеживая даты последних переписок/звонков и «температуру» контактов. Чаще всего компании либо в моменте не набирали людей, говоря о летних стажировках, либо ссылались на мой юный возраст (обычно на стажировки берут студентов после 3-го курса). Я помню одну финансовую организацию, сотрудники которой так и ответили прямым текстом: «Алекс, мы не берем в штат второкурсников, так как они недостаточно компетентны в темах, которые покрываются на стажировках».
Именно поэтому я не полагался лишь на «холодные» письма, звонки и встречи, а использовал и другие ресурсы. Сказать, что карьерный центр моего ВУЗа был бесполезным – ничего не сказать. Большинство вакансий, публикуемых на его сайте, не имели ничего общего с финансами и экономикой. Обычно речь шла о каких-то летних подработках или так называемых student jobs (развозчик пиццы, кассир в магазине, охранник и т.п.). Компании из финансовой индустрии редко приходили на кампус, причем, обычно это были члены Большой Четверки (я все-таки учился не в самой престижной бизнес-школе и изучал финансовый учет).
Само собой, на любые более-менее релевантные вакансии я откликался без промедления. Одна из вакансий – в новом REITe с громким названием “First Reliance Real Estate Investment Trust” – и превратилась в мою первую стажировку. Помню, что сначала я даже не понял, как человек вышел на меня, потому что я откликался на вакансии абсолютно везде: через страницы компаний, на агрегаторах аналогичных HH.ru, на сайте карьерного центра ВУЗа, через личные контакты, заранее проработанные в моем рабочем файле. Горькая правда была такова: из десятков, если не сотен, контактов на интервью приглашали 2-3 раза в сезон, и лишь один «выстрел» оказывался удачным. Тогда я не понимал, что процесс трудоустройства аналогичен процессу продаж в большинстве компаний: есть воронка, есть этапы, ведется определенная работа, есть «сухой остаток» в виде 1-2 «покупок». Вследствие этого непонимания я однажды совершил серьезную ошибку, из-за которой я провел лето без официальной стажировки.
В начале третьего курса я понял, что имеющиеся «каналы маркетинга» (холодные контакты, LinkedIn, карьерный сайт ВУЗа, агрегаторы и т.д.) надо расширять и столкнулся с так называемыми «греческими сообществами» (Fraternities), смысл которых в том, чтобы давать молодежи «зеленый свет» в плане карьеры, а также помогать советами в учебном и личностном планах.
По сути, fraternities – студенческие сообщества, организованные по определенным принципам и ценностям десятки лет назад (мое сообщество было организовано 185 лет назад в Hamilton College, штат New York).
Выпускники сообществ – alumni – имеют уже большой жизненный и карьерный опыт, который передают новым членам, то есть студентам. Они также могут помочь с трудоустройством, особенно на лето. Многие alumni работали в финансовой и юридической сферах: были банкиры, юристы, сотрудники РЕ фондов, был даже городской прокурор (нередко он «отмазывал» ребят от ответственности за всякие «делишки», но это отдельная история).
Мое fraternity называлось Alpha Delta Phi и считалось весьма престижным: филиалы (chapters) располагаются во всех престижных ВУЗах Северной Америки (всего 31), включая Йельский университет и Гарвард. В рамках сообщества нередко организовывались нетворкинг-встречи, на которых alumni встречались с новыми членами fraternity, ужинали за отдельными столами с каждым и общались на отвлеченные темы. На одном из таких вечеров я познакомился с человеком, который долгое время работал в крупной страховой компании в Лондоне и на тот момент был одним из директоров в австралийском фонде прямых инвестиций Plenary Group, занимающимся инвестициями в инфраструктуру в форме ГЧП (Public-private partnerships). Я сумел завоевать его интерес к себе, и по итогам вечера он пообещал мне летнюю стажировку на проекте, связанным со строительством нефтепровода из Канады в США (встреча с человеком состоялась в конце ноября).
Воодушевленный этой возможностью, я перестал активно заниматься проработкой своего списка контактов и прекратил поиск новых контактов из индустрии. Иными словами, я все поставил на одну карту, считая, что «завалил кита». Ближе к лету стало ясно, что проект переносится на неопределенное время, и моя стажировка отменяется. Более того, мой контакт к этому времени перешел в банк HSBC, а значит знакомых «инсайдеров» из Plenary Group у меня больше не было.
Для меня это был отличный урок, так как до этого я часто любил «рисовать в голове воздушные замки». С тех пор, я скептически отношусь к устным обещаниям и предложениям, не имеющим четкой проработки, и советую молодым людям делать так же.
К концу третьего курса я обнаружил для себя инвестиционный портал Seeking Alpha, на котором можно было писать аналитические статьи и практиковать навыки оценки компаний и финансового моделирования. Помимо неплохого опыта я также получал весьма хорошие деньги за свой труд. Этим я занялся как раз в то лето, в которое должен был работать в вышеназванном private equity фонде (я проходил несколько собеседований в ряде таких компаний, как, Russell Investments, BMO Capital Markets и нескольких других более мелких фирмах, но «отваливался» на последних этапах набора). Таким образом, на момент выпуска из университета я имел более полутора лет релевантного опыта, который помог мне получить несколько рабочих предложений из неплохих мест в Москве за весьма короткое время после моего переезда из Торонто.
Смотря на свой опыт в плане поиска релевантных позиций и стажировок в финансах, я могу сказать, что выполненная мной работа была сделана «на троечку». Откровенно говоря, я нередко ленился, не прорабатывая достаточно контакты и не изучая подробно позиции, на которые подавался (это отдельная история). Могу также заметить за собой типичную студенческую ошибку: я гнался за брендами, периодически игнорируя позиции, не относящиеся к корпоративным финансам, хотя прекрасно понимал, что шансы попасть в Bulge Bracket были ничтожно малы (из-за того, что я много работал и занимался самообразованием, мой средний балл в ВУЗе был ниже среднего. Кроме этого, я понимал, что конкуренция убийственная, и мой университет, несмотря на свою престижность по мировым стандартам, не являлся target school для фирм из Bay Street - канадского аналога Wall Street).
Резюмируя свой рассказ, я хочу дать несколько советов студентам:
1. Работайте над нетворкингом целенаправленно - ведите файл с контактами: постоянно пополняйте его новыми «лидами», отслеживайте изменения в имеющихся (статус, «температура»), поддерживайте контакт с «теплыми» и «горячими» контактами. Выявляйте интересы каждого контакта и создавайте «продукт» для каждого (готовность работать в бесплатных проектах и стажировках приветствуется)
2. Используйте все имеющиеся возможности: подключайте родственные связи, контакты профессоров в своем ВУЗе, преподавателей из дополнительных курсов (например, Финансовая Академия SF), ищите вакансии в релевантных телеграм-каналах, ходите на семинары и карьерные ивенты, проводимые компаниями, сделайте анализ рынка и «бейте вхолодную». Как говорится, «на войне все средства хороши»
3. Не «зашоривайте» свое видение: не нужно ставить все на одну карту и гнаться за брендами. Наоборот, сделайте несколько планов развития своей карьеры, отведите каждому свой вес и пропорционально инвестируйте свое время в каждый из них. Если бы я в свое время на понадеялся на стажировку от fraternity, скорее всего получил бы более интересный и релевантный опыт, чем Seeking Alpha
4. Не бойтесь идти к своей цели и просить опыт у компаний. В конце концов, это нужно прежде всего вам, и чем раньше вы начнете работать, тем лучше будет выглядеть ваше резюме и позиция на рынке труда после выпуска. Помните, что ничто не заменит реальный опыт работы. Нет ничего постыдного в том, чтобы «нестандартным» образом предлагать свои профессиональные услуги. Наоборот, стыдно и неразумно оказаться «на обочине» карьеры в самом начале пути.
Сравнивая свою ситуацию с тем, что я вижу сейчас в России, скажу одно: российским студентам гораздо проще найти релевантную работу во время учебы в ВУЗе.
Во-первых, российский рынок в разы больше канадского с точки зрения количества финансовых организаций и рабочих мест в целом.
Во-вторых, компании более активно пиарятся в московских и петербургских ВУЗах, даже если те не являются «целевыми».
В-третьих, российские студенты гораздо активнее канадских: практически в каждом университете есть какой-то IB-клуб, кейс-клуб или бизнес-клуб, которые регулярно приглашают спикеров из компаний и проводят нетворкинг-встречи с сотрудниками известных фирм. Многие ребята участвуют в кейс-чемпионатах.
В-четвертых, большое распространение получили релевантные Интернет-ресурсы, причем, в социальных сетях, что очень удобно. Ключевым таким ресурсом является SF Education. Десять лет назад у меня не было возможности напрямую общаться с финансовыми профессионалами, задавать им вопросы, получать знания напрямую с «рабочего стола» и откликаться на регулярно размещаемые закрытые вакансии. Но эта возможность есть сейчас у каждого, кто прочитал эту статью, так как в SF Education мы напрямую заинтересованы в карьерном успехе наших студентов.
Ваша задача сейчас – в кратчайшие сроки создать свою собственную инфраструктуру нетворкинга и поддерживать ее на протяжении всей жизни. Как правило, занимает вакансию не самый подходящий с точки зрения теоретических знаний кандидат, а тот, кто оказался в нужное время в нужно месте и взял на себя риски.
Помните, если этим не займетесь вы, этим обязательно займется ваш ровесник! Если вы хотите начать опережать своих одногруппников, запишитесь на один из наших бесплатных онлайн-курсов, чтобы понять, в каком направлении вам интересно двигаться, и куда нужно вкладывать временные и финансовые ресурсы.
Ставьте НРАВИТСЯ, если публикация оказалась полезной. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать новый материал!