Найти тему
Секрет фирмы

Boeing накренился. После двух катастроф концерн борется за выживание

Reuters
Reuters

29 октября в 6:20 по местному времени из аэропорта Джакарты в город Панкалпинанг взлетел Boeing 737 Max 8. На его борту находился 181 пассажир, а также двое пилотов и шестеро членов экипажа. Спустя 13 минут после вылета, пилоты сообщили диспетчерам, что собираются вернуться в аэропорт. После этого связь с экипажем была потеряна. Самолёт авиакомпании Lion Air упал в Яванское море в 15 километрах от западного побережья острова Ява. Никто не выжил.

Текст: Евгений Шаститко

Пролить свет на возможные причины трагедии помогли показания экипажа, который днём ранее пилотировал этот же самолёт. Он летел из аэропорта Денспар в Джакарту. После взлёта, выяснилось, что приборы командира и второго пилота показывали разную скорость, а стабилизаторы («крылышки» на хвосте) стали менять положение без команды. Самолёт начал пикировать. Автоматика считала, что лайнер близок к сваливанию.

Bloomberg / Getty Images
Bloomberg / Getty Images

Помог решить проблему оказавшийся на борту третий пилот, который сопровождал экипаж в свободное от работы время. Он посоветовал отключить автоматику и управлять стабилизаторами полёта вручную. До Джакарты борт добрался благополучно, а после проверки был допущен к полётам.

29 октября экипаж столкнулся с теми же проблемами, но не справился с ситуацией

7 ноября 2018 производитель самолёта Boeing сообщил, что ошибочные данные в системе предупреждения сваливания на самолётах 737 Max могут привести к крутому пикированию. Главной версией причины катастрофы стала неисправность в системе улучшения характеристик управления самолётом MCAS, которую устанавливали на новые боинги в 2017 году. Она должна помогать пилотам вести самолёт и сглаживать некоторые особенности конструкции боингов новой модели, а именно предупреждать пилотов о том, что массивный двигатель начинает перевешивать нос.

Массивный двигатель потребовался новым самолётам, чтобы конкурировать с Airbus модели А320 NEO, у которых ниже расход топлива. Мало того, что система работала с накладками — ориентировалась по сломанному датчику, а не по исправному, показывала недостоверные данные о скорости, — пилоты ничего толком не знали о ней до первой катастрофы. Руководство Boeing решило не посвящать их в технические тонкости.

10 марта в 8:37 по местному времени самолёт авиакомпании Ethiopian Airlines вылетел из Аддис-Абебы. Спустя несколько минут пилот сообщил о неполадках диспетчерам и запросил возвращение в аэропорт. Связь с бортом была потеряна в 8:44. Самолёт разбился близ населённого пункта Дебрэ-Зэйт в эфиопском регионе Оромия. Погибли 157 человек.

AP / East News
AP / East News

Эксперты в СМИ и пилоты на авиационных форумах указывали на схожесть катастроф в Эфиопии и Индонезии. Реакция Boeing на вторую авиакатастрофу также косвенно указывает на проблемы с MCAS. Через день после крушения лайнера компания сообщила, что собирается срочно заняться исправлением ошибок в работе автоматической системы. The Wall Street Journal со ссылкой на экспертов, знакомых с итогами предварительного анализа чёрных ящиков, утверждает, что именно система MCAS, скорее всего, была первопричиной обеих катастроф

Последствия

С момента крушения Boeing 737 Max 8 над Эфиопией, курсы ценных бумаг корпорации снизились почти на 18%. Капитализация компании упала более чем на $40 млрд, сообщает CNN.

Падение цены началось сразу после крушения самолёта. 11 марта акции концерна упали на 11%. Это самое резкое падение стоимости компании со времён 11 сентября. Усугубили ситуацию запреты на полёт самолётов 737 Max 8. Первыми его ввели Эфиопия и Индонезия, где произошло крушение самолётов этой модели, а также Монголия и Китай. На второй день после катастрофы, полёты запретило Европейское агентство по безопасности полетов. На третий день запрет ввели власти Канады и США. После этого котировки Boeing и компаний, летающих на самолётах 737 серии упали ещё на 3%.

Пока 350 боингов по всей планете стоят на земле, перевозчикам приходится арендовать дополнительные воздушные судна. Это стоит около одного миллиона долларов за три месяца, сообщает The New York Times. Стоянка боингов также требует денег. Самолёт в ангаре обходится Norwegian Air в $150 000 ежедневно. Всего у перевозчика 18 боингов. Счёт за их содержание планируют выставить производителю.

Крупнейший оператор Boeing 737 Max — Southwest Airlines. В парке компании 750 таких самолётов. Из-за запрета полётов и необходимости аренды дополнительных самолётов для замены боингов авиалиния потеряет $150 миллионов долларов. Компании также пришлось отменить более 9000 полётов до конца первого годового квартала. В среднем, ежедневно самолёты Southwest Airlines совершают 4000 рейсов. Американский концерн теряет и контракты на поставку техники. Индонезийская авиакомпания Garuda попросила отменить заказ на 49 самолётов Boeing 737 Max 8 стоимостью $4,9 млрд. По мнению перевозчика, пассажиры потеряли доверие к производителю.

Reuters
Reuters

Другая индонезийская компания, Lion Air также намерена аннулировать заказ у Boeing на $22 млрд и выбрать самолеты его конкурента – Airbus, сообщает Bloomberg. Планирует пересмотреть свой график закупок и Kenya Airways, третья по величине африканская авиакомпания к югу от Сахары.

В России Boeing 737 есть только у группы S7. До конца года ожидалась поставка одного борта для Utair и нескольких — для «Уральских авиалиний» (заказано 14 самолетов) и «Победы» (заказано 30 самолетов). На этом фоне Правительство рекомендовало лоукостеру рассмотреть покупку российских среднемагистральных самолетов МС-21 вместо модели Boeing 737 MAX, сообщают «Ведомости».

Кроме того, накануне был подан первый иск от родственников погибших. Близкие гражданина Руанды Джексона Мусони, жертвы крушения в Эфиопии, считают, что система MCAS имела дефекты, о которых авиастроитель не предупредил перевозчика Ethiopian Airlines. Также они обвиняют концерн в недостаточной подготовке пилотов для работы с новой автоматической системой.

Приборы на борту Boeing 737 Max 8. AP / East News
Приборы на борту Boeing 737 Max 8. AP / East News

Главный конкурент Airbus о своей выгоде от падения Boeing не говорит. У французской компании тоже непростые времена. В феврале она сняла с эксплуатации A380 double-decker после многих лет службы. А в отделе продаж проходит расследование по подозрению в коррупции. Генеральный директор Airbus Том Эндерс отказался комментировать положение конкурента, заявив, что в момент кризиса авиастроители «одна большая семья». В тоже время, аналитики считают, что попытки получить выгоду от трагедии могут плохо сказаться на имидже компании.

Четвёртое поколение семейства боингов стало самым продаваемым в истории авиастроителя. Идею нового самолёта обсуждали ещё в 2006 году, а к разработке приступили в 2010. Проектирование началось после запуска программы конкурентов Airbus A320neo, узкофезюляжного самолёта с новыми двигателями, которые сократят расход топлива.

Заказы на новую модель 737 Max 8 начали принимать в 2011 году. Самолёт позиционировали, как технически более совершенный в сравнении с предыдущей версией. Кроме того, инженеры снизили потребление топлива на 14%. Чтобы этого достичь, самолёту поставили большие двигатели и систему MCAS для помощи в управлении. 30 ноября 2015 года был выпущен первый опытный образец. Стоил самолёт около $100 млн и быстро стал бестселлером.

Сейчас под угрозой более 4500 заказов. Общая стоимость текщих договоров - пол триллиона долларов. Это 80% от всех заказов компании. После запрета полётов, в Boeing сообщили, что временно приостановят отправку самолётов клиентам. Если расследование причин катастрофы и кризис Boeing затянется, это может повлиять на американский ВВП, считают аналитика JPMorgan. По их мнению, остановка производства самолётов может стоить 0,6% от ВВП за годовой квартал. Для сравнения, январский шатдаун обошёлся экономике штатов в 0,4% от ВВП.

Кризисы были и раньше

Основанная в 1916 году компания Boeing и раньше сталкивался с кризисами. В октябре 1987 года, в «черный понедельник», курс акций Boeing обвалился на 20%. Затем с самолетами компании произошло четыре катастрофы, в которых были жертвы. Тогда от серьёзных финансовых потерь концерн спасли заказы на самолёты серии 747-400, которые принесли рекордную прибыль в $1,4 млрд.

AP / East News
AP / East News

В 91 году из-за войны в Персидском заливе начался очередной нефтяной кризис, а старейший партнёр Boeing – Pan American прекратил своё существование. Закончилась и холодная война, а значит сократилось количество военных контрактов. Неудачей завершилось и партнёрство с первым космическим коммерческим проектом Sea Launch . Предприятие обещало быть прибыльным, но если в год будут взлетать минимум пять кораблей. Первый запуск Sea Launch произошёл в 1999 году, а к 2013 году их набралось только 35 (при этом четыре из них оказались неудачными).

На этом фоне креп главный конкурент — Airbus. Boeing попытался за 18 месяцев увеличить мощность производства. Компания не справилась. Это привело к расходам в $3 млрд. Ещё $4 млрд стоило закрытие производства двух самолётов MD-80 и MD-90. В 1997 году компания впервые за 50 лет закончила год с убытком — $178 млн, а акции рухнули на треть.

Тогда в концерне работали 230 000 человек. Ещё около 700 000 рабочих - подрядчики аэростроителя. Финансовая стабильность Boeing была важна для экономики США. Акционеры потребовали смены руководства и это помогло. Новый менеджмент смог справится и с ростом цен на топливо и последствиями теракта 11 сентября.

В 2008 году Boeing столкнулся с очередным производственным кризисом. К тому моменту уже должен был быть готов новый самолёт 787 серии. Компания заработала $160 млрд на заказах. Однако из-за проблем с поставками новых композитных материалов, самолёт был построен только в 2011 году.

Спустя два года в аэропорту Бостона после посадки и выгрузки пассажиров на борту 787го загорелась электроника. Через неделю инцидент повторился в Японии, но уже в воздухе. Самолёт экстренно посадили, а регулятор запретил полёты 787 модели до исправления проблемы. Сейчас в воздухе летают 800 таких самолётов и ещё 600 находятся в производстве.

Похожий по тяжести последствий кризис был и в нефтяной отрасли. В 1989 году танкер Эксон Вальдез налетел на риф. В результате 10 миллионов галлонов нефти вылилось в море, образовав пятно в 28 тысяч квадратных километров. Погибли тысячи животных, наиболее достоверные оценки определяют числа в 250 тыс. морских птиц, как минимум 2800 каланов, приблизительно 12 речных бобров, 300 тюленей, 247 белоголовых орланов и 22 косатки, также погибли миллиарды лососёвых и сельдяных икринок.

Выброс нефти из танкера «Эксон Валдез». AP / East News
Выброс нефти из танкера «Эксон Валдез». AP / East News

В связи с падением численности местных морских видов (особенно моллюсков, сельди и котиков) компания Chugach Alaska Corporation объявила было о своём банкротстве, но всё же смогла восстановиться. Утечка нефти породила как кратковременные, так и долговременные экономические эффекты. Это упадок рекреационного спорта, рыбалки, туризма, а также уменьшение так называемого значения существования, то есть того, что для публики означал нетронутый пролив Принца Вильгельма.

Экономика города Кордова (Аляска) пострадала после катастрофы, снизившей численность лосося и сельди в районе. Несколько местных жителей, включая и бывшего мэра, покончили с собой после катастрофы. С тех пор у ExxonMobil больше не было серьёзных утечек.

Что дальше?

Boeing обновил программу MCAS. Кроме того, компания пообещала, что добавит дополнительные индикаторы, при помощи которых MCAS определяет расположение борта в пространстве и принимает меры по его стабилизации. Эти индикаторы перевозчики могли установить и раньше, но за деньги.

По мнению экспертов, сложнее всего Boeing будет убедить рядовых пассажиров, что самолёты стали безопасны.

Ставьте лайк, делитесь публикацией и подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене!