Психология утверждает, что каждый человек проходит через определенные стадии роста. Каждая стадия связана с множественными изменениями в развитии мозга. Эти изменения определяются генетикой, воспитанием и, самое главное, взаимодействием с взрослыми людьми, авторитетными взрослыми. На каждом этапе развития изменения затрагивают физическую, интеллектуальную, языковую и социально-эмоциональную сферы. Благополучное прохождение этих этапов – залог долгой и счастливой жизни. Здесь не обойтись без мягкой родительской поддержки, заботы и любви. На каждом этапе роста придется меняться вместе с ребенком и вместе с ним решать совершенно новые задачи.
Младенчество от 0 до 2 лет
В это время формируются психоэмоциональные связи, которые всю жизнь будут обеспечивать ребенка внутренними ресурсами. Это время, когда закладывается самооценка и способность позитивно относиться к другим людям. Возраст от 0 до 2 – уникальная возможность для родителей, чтобы как можно быстрее научиться понимать, уважать, поддерживать своего малыша, подмечать черты его характера и способности. Как ни странно, в этом возрасте можно заметить склонности и даже будущие увлечения ребенка, потому что человек, меняясь со временем, все равно остается самим собой.
Раннее детство от 2 до 3
Ребенок начинает самостоятельно осваивать мир, он свободнее перемещается, манипулирует с предметами, активно изучает все вокруг. В этом возрасте он начинает говорить, запоминает невероятное количество слов, названий объектов, учится ими пользоваться, начинает проявлять интерес к сверстникам, учится играть и конкурировать с ними. Впервые ребенок осознает себя как независимую личность. Именно поэтому, а вовсе не из упрямства, он с удовольствием учится говорить «нет».
В этом возрасте основная проблема малыша – научиться регулировать свои эмоции. И здесь велика роль родителей, ведь им нужно научить ребенка распознавать и правильно называть свои чувства. Здесь неоценимую помощь окажут книги. Они не только обогащают словарный запас, но эффективно учат на чужих примерах.
Поскольку ребенок в этом возрасте учится говорить «нет», возраст от 2 до 3 лет – самое подходящее время, чтобы показать ему, что другие люди тоже могут выражать несогласие, иметь свое мнение.
Дошкольный возраст от 3 до 7
В этом возрасте дети впервые приступают к обучению и подготовке к школе. Большинство детей сейчас посещает детские сады, которые все больше и больше напоминают школу и качеством занятий, и методами обучения. Там учат детей началам счета и чтения, пению, рисованию. Это все замечательно. Но нельзя забывать о тренировке мелкой моторики, а это прежде всего игра в кубики, вышивание, шитье, аппликация, лепка. Сюда же, между прочим, входят проказы и шалости, который доставляют родителям много неудобств, но позволяют детям обкатывать свои навыки. Здесь главное, чтобы ребенок не навредил себе.
У многих детей в этом возрасте выявляется склонность к определенному виду спорта. Важнейший вид обучения в это время – игра, именно она способствует развитию речи, социализации, творчеству. У детей появляется интерес к окружающей среде, навыки исследователя и наблюдателя. Вот почему в первую очередь его интересуют истории о живой природе, в этом возрасте и закладывается любовь ко всему живому на нашей планете.
Отрочество от 7 до 12
Почему-то в последнее время детей готовят к школе, как будто к десанту на вражескую территорию. То и дело, задолго до первого сентября, шестилетка слышит тревожные фразы: «Ему же в этом году в школу идти, мне придется увольняться с работы». «Да, держитесь, первый год в школе – очень трудный...» Но на самом деле первый класс может быть приятным временем и для ребенка, и для родителей, если чуть-чуть сменить точку зрения на происходящее. Если не воспринимать новые условия как тяжкое бремя, то можно получить много удовольствия от новых знаний, спортивных соревнований, школьных концертов, каникул, наконец. Хорошо в этом возрасте научить ребенка позитивно принимать свои сильные и слабые стороны, а также спокойно воспринимать неудачи и поражения, извлекая из них полезные выводы.
Очень важно, чтобы дети в младшей школе постепенно переходили к независимости, ведь они уже не нуждаются в постоянном присмотре, как младенцы. Многим детям (и родителям тоже) трудно вырабатывать самодисциплину. Здесь хороший инструмент – похвала и поощрение. И еще – учеба на своих ошибках. Необходимо давать детям почувствовать последствия своего поведения.
Подростки от 13 до 18
Подростковый возраст в большинстве семей вызывает наибольшие трудности. Не так часто школьные годы бывают счастливыми. Ребенок испытывает трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Однако вместо того, чтобы заключить союз с родителями, он встает к ним в оппозицию, отстаивая свою независимость. В итоге у него возникает иллюзия, что он один против всех. Во многом такое болезненное состояние вызвано резкими физическими и гормональными изменениями в организме. Кроме того, ребенку приходится обдумывать будущее, искать себя, будущую профессию. При всей отчужденности подростка от родителей, он как никогда нуждается в психологической поддержке и прощении. А прощать его будет за что. Исследования показывают, что в благоприятной семейной обстановке, при условии открытого общения с родителями и позитивных внешкольных занятиях подростки переносят это трудное время с наибольшим комфортом.
Детство – прекрасное и очень трудное время. Пусть в каждой семье оно будет радостным, продуктивным и счастливым! Читайте хорошие книги! А мы желаем вам семейной любви и взаимопонимания на каждом этапе взросления.