Госдума по рекомендации профильного комитета по экономической политике отклонила в первом чтении два законопроекта, которые предлагали ввести в России госрегулирование цен на моторное топливо.
Первый документ от «Справедливой России» был внесен в Госдуму в июле 2018 года и предлагал ограничение роста цен на топливо темпами инфляции, которые заложены в федеральный бюджет. Эти ограничения должны были затронуть автомобильный бензин, дизельное топливо, авиационный керосин, прямогонный бензин, бензол, а также ортоксилол и параксилол.
Второй законопроект внесли депутаты от КПРФ Валерий Рашкин и Денис Парфенов в августе прошлого года. В частности, он предлагал ввести госрегулирование цен на бензин и дизельное топливо с января 2019 года. По мнению авторов законопроекта, это должно защитить потребителей от сильных ценовых колебаний на топливо на внутреннем рынке.
В ходе рассмотрения обоих документов член комитета по экономической политике Виктор Зобнев заявил, что такое ограничение цен на бензин и другие нефтепродукты может привести к снижению рентабельности и закрытию автозаправочных станций (АЗС).
По его словам, розничные цены на моторное топливо в разных регионах отличаются, потому что на них влияют географическое положение, особенности транспортировки, логистики и уровень конкуренции в регионе.
«Ограничение, вводимое на конечном этапе товаропроводящей цепочки, не затрагивающей производственное и оптовое звено, негативно отразится на позициях в развитии отрасли в целом. В условиях рыночной экономики такие действия приведут к противоположному эффекту – не к сдерживанию цен на топливо, а к дефициту продукции и росту цен на топливо», – сказал Зобнев.
► Соглашение о ценах на бензин между правительством и нефтяниками не продлено
Напомним, что в октябре 2018 года после того, как стоимость бензина на АЗС выросла на 10%, десяток крупнейших нефтяных компаний подписали с Минэнерго и ФАС РФ соглашение, в котором были зафиксированы мелкооптовые цены на бензины Аи-92, Аи-95 и дизельное топливо (зимнее и летнее) до апреля 2019 года. Механизм «заморозки» цен на топливо был введен в действие с 1 ноября прошлого года до 31 марта нынешнего.
Кабмин за это пообещал нефтяникам снизить норматив поставок топлива на внутренний рынок и увеличить компенсации из бюджета за счет корректировки демпфирующего механизма. То есть при высоких ценах экспорта топлива бюджет доплачивает нефтяным компаниям часть разницы между этими ценами и условной внутренней ценой.
В конце марта на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака правительство договорилось с нефтяниками о продлении до 1 июля текущего года соглашения по заморозке цен на топливо на внутреннем рынке. Однако то ли нефтяные компании потребовали от правительства слишком большие субсидии в обмен на заморозку цен, то ли Минэнерго и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не представили нефтяным компаниям проекты соглашений, но продление не состоялось.
Теперь все ждут вмешательства премьер-министра.