В новом цикле Проекции автор, художник и куратор фестиваля "КосМост" Анастасия Беспалова расскажет самые важные вещи о самом важном жанре фотографии – портрете.
Вы читаете третий выпуск. Ссылки на начало серии вы найдете в конце статьи.
Портретная фотография изначально была инструментом выявления и сохранения уникальности человеческого лица. Сегодня часто можно услышать опасения по поводу двух категорий современности — искусства и технологий, которые касаются унификации и стремления к лишению человека индивидуальности.
Действительно — наши неповторимые черты становятся безликой информацией, которую продают и покупают оптом. Давайте рассмотрим, как это меняет наши представления о портрете.
Одна из важнейших составляющих портретной фотографии — взаимодействие с субъектом. Это позволяет нам говорить о портрете как о перформативной практике.
В проекте Адама Брумберга и Оливера Чанарина “Spirit is a bone” этот аспект устраняется. В системе скрытого наблюдения за горожанами лицо становится уликой, а собственная уникальность которая делает нас уязвимыми.
Эту незащищенность проявляет Егор Цветков в проекте “Your face is big data”. Когда каждого человека можно вычислить при помощи общедоступного сервиса, анонимность более невозможна.
К слову, сервис Find face больше не оказывает услуги поиска людей по фото. Так искусство помогает формировать этику в новых для нас условиях цифровой действительности. Однако сама технология продолжает существовать — изменилась лишь степень доступа к ней.
Но уникальность вашего лица может не только предать, но и стать гарантом безопасности. Технология Face ID, которая используется на айфонах последнего поколения, защищает ваши конфиденциальные данные от злоумышленников. Любопытно, что в основе технологии лежит работа самообучающейся нейронной сети, которая узнает вас даже при изменившемся внешнем виде.
Любопытно, что нейросети научились не только хорошо узнавать лица, но и создавать новые. Так, нейросеть thispersondoesnotexist генерирует лица несуществующих людей. В большинстве случаев их сложно отличить от настоящих, но иногда алгоритм выдает себя. Если раньше мы напряженно всматривались в фотографии в попытке обнаружить в них следы компьютерной обработки (то есть обличить жест человеческой воли в попытке скрыть нечто), то здесь интересно порефлексировать о природе визуальной ошибки, которая вызывает у нас сомнения в подлинности привычного.
Выходит, что нейросети, которые основаны на принципах работы мозга человека, уже научились функционировать лучше него. На этом построен проект Fadtcha арт-группы Shinseungback Kimyonghun, который представляет собой своеобразный тест Тьюринга, позволяющий определить (не)человеческую природу зрителя. Вдохновленный тестом Captcha, который основан на неспособности робота опознать размытый текст на картинке, Fadtcha содержит зашифрованные изображения лиц, которые может “увидеть” только компьютер, но не человек.
Крайне некомфортно осознавать, что приватная информация о нас находятся в руках корпораций. Однако реальность такова, что персональные данные мало интересны, важны лишь big data, которые определяют паттерны и закономерности, которые проявляются в коллективном теле. Наши лица стали данными, и художники используют это для своих проектов. Но их посыл остается гуманным, и пока мы способны на рефлексию, машине не заменить человека.
Текст: Анастасия Беспалова
Посмотрите первый выпуск, чтобы узнать: как развивалась портретная фотография и к чему пришла, почему мы везде видим лица и зачем мы делаем сэлфи? Что такое человеческое лицо как данные для компьютера?
Второй выпуск, посвящённый тому, как наши инстинкты влияют на то, как мы смотрим на мир и как мы иногда пугаемся простых вещей.
Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.
Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.