Найти тему
РЕЧЬ-PRO

Влияние гаджетов на развитие ребёнка

Оглавление

Эра новых технологий и огромного количества информации изменяет психологию человека. Телевизоры и планшеты появляются в жизни детей, чуть ли не с младенчества. Некоторые родители усаживают ребёнка перед экраном сразу после того, как малыш научился сидеть. Гаджеты вытесняют из жизни ребёнка колыбельные мамы, рассказы папы, сказки бабушки. Так начинается воспитание детей экраном.

Как влияет на ребёнка телевизор и компьютер

Согласно исследованиям, проведённым ЮНЕСКО, 93% детского населения в возрасте от 3 до 5 лет взаимодействуют с гаджетами более 4-х часов в сутки, что в разы превосходит период взаимодействия с родителями. Такое безобидное времяпрепровождение устраивает всех. Так малыш не шалит, не отвлекает, находится в безопасности, узнает новое, обогащает эмоциональную сферу свежими впечатлениями.

Покупая игры и фильмы, родителя проявляют заботу, пытаясь развить и увлечь чем-то своих детей. На деле содружество ребёнок и гаджет влечёт нежелательные последствия. Помимо физического неблагополучия (мышечная слабость, проблемы со зрением и осанкой), отмечается и аномальное формирование психических функций.

Телевизор и речевое развитие

Сейчас многие взрослые отмечают у детей задержку речи, проявляющуюся в поздней активизации речевой активности, скудном словарном запасе, затрудненном звукопроизношении. В каждой группе дошкольного учреждения есть дети, нуждающиеся в помощи логопеда.

Некоторым может показаться, что это не вина телевизора, так как, находясь у экрана, ребенок непрерывно слышит речь. Это должно благоприятствовать развитию речи, не важно, кто именно говорит: родитель или персонаж фильма.

Речь не сводится к механическому подражанию словам и запоминанию речевых клише. Речевая активность начинается в раннем возрастном периоде в процессе непосредственного общения. Ребёнок должен быть включен в диалог: слышать речь и иметь возможность ответить. В этом процессе задействованы слуховые и артикуляционные органы, а также мысли, чувства.

Для активизации речевой функции, помимо общения с взрослыми, необходимо подключение впечатлений и практических действий. Если нет личного общения, возможность ответа отсутствует, как и пробуждение к действию, то звуки являются «пустыми».

Общение с окружающими – лишь одна из функций речи. Так, речь является средством мышления, осознания собственных переживаний, поведенческих реакций, личности в целом. Внутренняя речь – основа душевной жизни, внутреннего мира. Если диалог с собой не складывается, личность становится зависимой, неустойчивой к воздействию внешних факторов.

Компьютер и психика ребёнка

Психологи и педагоги замечают, что дети, проводящие время с гаджетами, не способны сконцентрироваться на деятельности, не проявляют интереса, не анализируют собственное поведение и чувства. Эти проявления входят в клиническое состояние «Дефицит концентрации». Такая проблема выявляется в ходе обучения, характеризуясь:

  • рассеянностью;
  • неспособностью погрузиться в деятельность;
  • быстрой отвлекаемостью;
  • ситуативностью поведения;
  • стремлением к постоянной смене впечатлений;
  • гиперактивностью;
  • поверхностным восприятием информации;
  • недоступностью анализа.

Немецкие исследователи связывают такое аномальное развитие с воздействием экрана. Эти дети нуждаются в постоянной внешней стимуляции, получать которую привыкли с экранов гаджетов.

Когда ребёнок играет в компьютер или смотрит телевизор длительный период, начинаются затруднения с восприятием информации на слух. Ребёнок не в состоянии удержать внимание на предыдущей фразе, связать предложения воедино, понять смысл. Фантазирование, проявление творческой активности, чтение становится затруднено, а общение с ровесниками приобретает формальные черты.

Самым явным проявлением внутренней пустоты является агрессивное и жестокое поведение. Насилие и жестокость стали нормальными вещами, чувство предела дозволенности катастрофически снижается. Дети не могут прогнозировать последствия собственных действий.

Детский возраст – основной этап формирования личности. Если в этот период активная и игровая деятельность, общение заменяются взаимодействием с компьютером или телевизором, велика вероятность аномального развития психики. Последствия влияния гаджетов могут обнаруживаться в более позднем возрасте в различных сферах жизни.