Каждое утро между 8 и 9 часами я еду на работу. Минское метро. Если не втискиваться в первый вагон, а пройти, скажем, в третий, то там, скорее всего, можно будет сесть. От Немиги до Каменной Горки шесть остановок. Значит, 12 минут придётся созерцать оппозицию, т.е. своих сограждан на противоположной скамье. Их туда втиснулось шесть тушек; все мы пока толстые из-за пуховиков.
Большей частью это люди молодые: программисты, менеджеры, офисный планктон. Судя по чистым ладоням, строителей и автослесарей среди них нет.
Двое из шести уткнулись в гаджеты. Остальные, чтоб не сталкиваться взглядами со мной и моими соседями, рассеянно глядят на рекламные плакатики у нас над головой. Я просто опустил глаза и поневоле разглядываю обувь.
Юная половина сограждан обута в кроссовки с толстой подошвой. Кто постарше – те в сапоги или ботинки: холодно ещё. Что радует, сапоги у всех аккуратно начищены.
Мои сограждане ухаживают за собой.
Четверо из шести одеты в джинсы. Остальные двое, впрочем, носят юбки, а так джинсов могло быть шесть пар из шести. На коленях стоят сумки и рюкзаки с иностранными ярлыками. Куртки у всех тоже импортные. Я не специалист, но, похоже, отечественной одежды не носит никто. Если импорт вдруг исчезнет, сограждане останутся в чём мать родила. И даже без сумок.
Дальше – самое интересное. Осторожно разглядываю лица.
Если мы наследуем черты родителей, то примерно такие же лица имели мои сограждане лет 300 тому назад, во времена Великого Княжества Литовского. Одевались, правда, иначе. Прикидываю, как бы они выглядели в той одежде. Получается забавно.
А в первобытно-общинные времена?
В одеждах из шкур?
Удивительно, но и это представить совсем не трудно.
Большей частью лица моих сограждан народно-крестьянского типа. Аристократических профилей у нас сохранилось немного.
У молодых людей лица обычно правильные. Не искажённые печатью судьбы. Красивые или нет – это вопрос вкуса. Нос может быть прямым, а может быть с горбинкой. Губы тонкие или бантиком. Интересно не это. А то, что каждое лицо по-своему выразительно. Есть физиономии, созданные для улыбки. Другие несут оттиск печали-меланхолии. Вон, в углу сидит белорусский Пьеро. Иногда лицо забавное. Вон тот похож на сурка. Иногда агрессивное. Вон какая разбойничья рожа.
Получается, что каждое лицо (да и фигура тоже), помимо функциональности, выражает какую-то эстетическую идею. А значит, несёт отпечаток личности автора. Определённый вкус, настроение, в котором находился автор в момент творения. Кто там нас дизайнит? Иногда физиономия – ну просто шарж. Иногда – шедевр чувства меры и вкуса.
Неужели естественный отбор эволюции с его холодной жестокостью даёт такой результат? Там же только репродуктивный успех работает.
Понимаете, к чему это я?
В работах дизайнера проявляется его характер! А если есть характер, то и дизайнер тоже есть!
Как там у Пушкина:
Нет, весь я не умру,
Душа в заветной лире
Мой прах переживёт
И тленья убежит!
Душа в заветной лире! Отпечаток души Пушкина навеки остался в его стихах. А чья душа запечатлелась в лицах людей?
Дизайнер прячется в тени.
Даёшь дизайнера на сцену! :-)
Сергей Тихорецкий
1001.ru