Найти тему
1001.ru

Лицо или личина?

Каждое утро между 8 и 9 часами я еду на работу. Минское метро. Если не втискиваться в первый вагон, а пройти, скажем, в третий, то там, скорее всего, можно будет сесть. От Немиги до Каменной Горки шесть остановок. Значит, 12 минут придётся созерцать оппозицию, т.е. своих сограждан на противоположной скамье. Их туда втиснулось шесть тушек; все мы пока толстые из-за пуховиков.

Большей частью это люди молодые: программисты, менеджеры, офисный планктон. Судя по чистым ладоням, строителей и автослесарей среди них нет.

Двое из шести уткнулись в гаджеты. Остальные, чтоб не сталкиваться взглядами со мной и моими соседями, рассеянно глядят на рекламные плакатики у нас над головой. Я просто опустил глаза и поневоле разглядываю обувь.

Юная половина сограждан обута в кроссовки с толстой подошвой. Кто постарше – те в сапоги или ботинки: холодно ещё. Что радует, сапоги у всех аккуратно начищены.

Мои сограждане ухаживают за собой.

Четверо из шести одеты в джинсы. Остальные двое, впрочем, носят юбки, а так джинсов могло быть шесть пар из шести. На коленях стоят сумки и рюкзаки с иностранными ярлыками. Куртки у всех тоже импортные. Я не специалист, но, похоже, отечественной одежды не носит никто. Если импорт вдруг исчезнет, сограждане останутся в чём мать родила. И даже без сумок.

Дальше – самое интересное. Осторожно разглядываю лица.

-2
-3

Если мы наследуем черты родителей, то примерно такие же лица имели мои сограждане лет 300 тому назад, во времена Великого Княжества Литовского. Одевались, правда, иначе. Прикидываю, как бы они выглядели в той одежде. Получается забавно.

А в первобытно-общинные времена?

В одеждах из шкур?

Удивительно, но и это представить совсем не трудно.

-4

Большей частью лица моих сограждан народно-крестьянского типа. Аристократических профилей у нас сохранилось немного. 

У молодых людей лица обычно правильные. Не искажённые печатью судьбы. Красивые или нет – это вопрос вкуса. Нос может быть прямым, а может быть с горбинкой. Губы тонкие или бантиком. Интересно не это. А то, что каждое лицо по-своему выразительно. Есть физиономии, созданные для улыбки. Другие несут оттиск печали-меланхолии. Вон, в углу сидит белорусский Пьеро. Иногда лицо забавное. Вон тот похож на сурка. Иногда агрессивное. Вон какая разбойничья рожа.

Получается, что каждое лицо (да и фигура тоже), помимо функциональности, выражает какую-то эстетическую идею. А значит, несёт отпечаток личности автора. Определённый вкус, настроение, в котором находился автор в момент творения. Кто там нас дизайнит? Иногда физиономия – ну просто шарж. Иногда – шедевр чувства меры и вкуса.

Неужели естественный отбор эволюции с его холодной жестокостью даёт такой результат? Там же только репродуктивный успех работает.

-5
-6
-7

Понимаете, к чему это я?

В работах дизайнера проявляется его характер! А если есть характер, то и дизайнер тоже есть!

Как там у Пушкина:

Нет, весь я не умру,
Душа в заветной лире
Мой прах переживёт
И тленья убежит!

Душа в заветной лире! Отпечаток души Пушкина навеки остался в его стихах. А чья душа запечатлелась в лицах людей?

Дизайнер прячется в тени.

Даёшь дизайнера на сцену! :-)

Сергей Тихорецкий
1001.ru