В предыдущей статье мы начали говорить про авиацию и изменения, произошедшие за более чем сто лет.
В 2019 аппараты буквально напичканы электроникой и датчиками.
В авиакомпаниях задействовано огромнейшее количество персонала, которое следит за состоянием воздушного судна. Лётчики проходят тысячи часов обучения, прежде чем их допустят к управлению лайнером.
Всё это ради того, чтобы мы с вами могли безопасно летать.
Но при всём этом время от времени мы слышим новостные сводки об очередной авиакатастрофе. Поговорим о самых громких происшествиях за последнее время - двух рухнувших бортах Boeing 737 MAX.
Предыстория
1 декабря 2010 года Airbus официально объявляет о начале работ над Airbus A320neo – улучшенным семейством узкофезюляжных самолётов. Прямой конкурент семейства – линейка самолётов Boeing 737. 1 июля 2014 года состоялась выкатка первого экземпляра A320neo. Новая модель Airbus обошла Boeing по всем основным параметрам: дальности полёта, вместимости и экономичности.
Естественно, в Boeing с этим не стали мириться. Компания срочно запустила разработку нового поколения 737. Иначе они бы безоговорочно проиграли конкуренцию модели Airbus.
Успех
Boeing удаётся создать самолёт, который становится самым продаваемым в истории компании. Он оставляет позади A320neo. На начало 2019 года число заказов на новую модель превысило 4500 экземпляров. Казалось бы, успех: горы заказов, модели штампуются одна за одной.
Первая катастрофа
29 октября 2018 - Джакарта.
Вскоре после взлёта самолёт падает в море. Происходит это из-за ошибочных действий экипажа в результате недостоверных показаний скорости.
Откровение команды инженеров Boeing
В 737MAX двигатели были заменены на более мощные и эффективные, диаметр турбины увеличился. На прежнее место установить двигатели не удалось. Пришлось вынести их вперёд и установить выше. В результате нарушилась «центровка» самолёта. Для обеспечения нормального полёта была разработана программа MCAS. Она автоматически переводила самолёт в пикирование, если нос самолёта чрезмерно задирался.
Но! Есть одно «но». Компания никому не сообщила об этой новинке. Уже после катастрофы инженеры Boeing выпустили спецификацию, описывающую работу MCAS. А до этого ни пилоты, ни технические службы, ни руководство авиакомпаний не знали о MCAS.
5 месяцев и вторая катастрофа
10 марта 2019 года. Boeing теряет вторую машину в Эфиопии. Обстоятельства катастрофы схожи.
Спустя несколько минут после взлёта самолёт разбивается – входит в землю почти под прямым углом. Эксперты сразу нашли сходство в катастрофах и многие страны начали прекращать эксплуатацию данных моделей. Последней стала Америка. После этого выпуск и поставка данных машин окончательно были приостановлены.
По последней информации вероятная причина катастрофы в Эфиопии – столкновение с птицей или другим объектом. Об этом сообщает телеканал ABC News со ссылкой на источники.
Из-за столкновения повредился датчик угла атаки, после чего активировалась система MCAS, выравнивающая самолет в воздухе. Пилоты действовали по инструкции и пытались отключить ее, однако она автоматически включалась как минимум четыре раза, пишет Reuters. MCAS — дополнительная защита от сваливания самолета, однако в случае активации до того, как самолет начал пикировать, она фактически способствует его падению.
В конце марта эксперты установили, что в разбившемся самолете MCAS по ошибке определила, что угол увеличился, и направила Boeing к земле раньше, чем пилоты смогли это исправить.
Итог
Обе катастрофы вероятно были вызваны ошибочными действиями экипажа, которые оказались не готовы к нестандартной ситуации.
Если нос самолёта слишком задран и есть риск перехода в «сваливание» и затем в «штопор», MCAS включает стабилизатор. Он меняет угол и не даёт носу слишком сильно задраться. С интервалом в несколько секунд MCAS автоматически отклоняет стабилизатор на пикирование на 2,5 градуса за один цикл со скоростью 0,27 градус в секунду. Соответственно меняется и угол наклона носа самолёта.
Если MCAS вызовет отклонение на 5 градусов – это уже очень серьезно. Если же позволить MCAS полностью отклонить стабилизатор на пикирование, то шансы вытянуть лайнер стремятся к нулю.
MCAS можно приостановить. Например, если пилот во время работы MCAS вдруг решит вывести самолёт в ровный прямой полёт, MCAS прекратит работу на 5 секунд. Но, если после этого условия срабатывания MCAS сохраняются, система снова заработает.
Вероятно, пилоты испытывали полное непонимание ситуации. Ведь при работе MCAS происходила тряска штурвала, что говорит о сваливании. Информация с датчиков скорости была недостоверна, в результате этого действия экипажа только усугубляли ситуацию.
Стоит учесть, что автоматика сама могла отправить самолёт в резкое снижение при работающем автопилоте, из-за неверных показаний скорости.
Расследование катастроф всё ещё продолжается.
Если интересуешься авиацией, то советуем прочесть нашу предыдущую статью.
P.S. Подписывайся на наш канал в Дзен и Telegram, если понравилась эта статья.