В последнее время все больше внимания на самых разных уровнях уделяется проблеме введения земель сельскохозяйственного назначения в оборот. И это неудивительно: многие поля зарастают, покрываясь кустарником и мелколесьем и, не ровен час, будут окончательно поглощены лесом.
Конечно, даже покрытые лесом земли вполне можно рекультивировать и использовать для ведения сельского хозяйства. Это делали наши далекие предки, применяя метод подсечно-огневого земледелия. Так, например, еще столетие назад в южной части Бежецкого уезда активно корчевали леса, «палили и расчищали нивы» для увеличения пахотных земель. На бедных и малоилистых землях в тех краях даже выработался свой собственный тип хозяйствования, который помогал крестьянам добывать желанный достаток и в таких непростых условиях. Если земледелец оставался на старом месте, то он запускал свою прежнюю пашню и разрабатывал новый участок. Запущенная пашня носила название лядин и перелогов. По истощении нового участка земледелец возвращался к лядине: рубил молодой лес, сжигал его и снова пахал землю. Земли было достаточно, и в руках работящих и умелых хозяев даже скудные почвы южной части Бежецкого уезда давали хороший урожай. Но все это требовало тяжелого труда и работы на пределе своих сил.
Сегодня такую работу за людей производит соответствующая техника, которая может расчистить от леса и ввести в оборот практически любой лесной участок, весь вопрос заключается лишь в цене, а это не дешевое удовольствие. Подобная строительная техника стоит дорого, и далеко не каждый собственник или начинающий крестьянин может позволить себе оплатить ее работу. Поэтому вполне понятно желание властей не допускать серьезного зарастания сельхозземель, использовать предоставленные законодательством рычаги для профилактики зарастания земель, что называется, на раннем этапе, когда собственник может справиться своими силами и малыми средствами.
Но, к сожалению, как это всегда бывает с благими намерениями, сегодня в Тверской области земельное законодательство в руках местных администраций и регионального управления Россельхознадзора превратилось в самый настоящий репрессивный инструмент. Хорошая, казалось бы, идея профилактики зарастания земель на ранних этапах обернулась самым настоящим давлением на реально работающих фермеров и хозяйства.
Россельхознадзор пошел по самому простому и легкому пути. Специалисты этого ведомства стали проводить проверки и накладывать штрафы практически исключительно на работающих на земле фермеров и сельскохозяйственные предприятия. Бюрократическая логика Россельхознадзора очевидна: эффективность их действий измеряется в сумме наложенных и уплаченных штрафов, поэтому проще выписать штраф работающему на своей земле фермеру или сельхозпредприятию, которые, в любом случае, найдут способ его заплатить, потому что для таких людей их хозяйства – это зачастую дело всей жизни. Если уж говорить совсем откровенно, то отгружать по максимуму стали тем, кто везет. Вместе с тем для фермеров и сельхозпредприятий каждый оплаченный рубль штрафа – это недополученные инвестиции в развитие своих хозяйств, это некупленные трактора и машины, неприобретенные семена и сельскохозяйственные животные, невозведенные постройки, и этот список можно продолжать до бесконечности. Но ясно одно: такая политика Россельхознадзора прямо препятствует экономическому развитию сельских территорий, а также развитию сельского хозяйства и крестьянских хозяйств. Получается, что ради собственной никому не нужной ведомственной статистики региональное управление Россельхознадзора превратилось в самые настоящие пудовые гири, которые мертвым грузом повисли на ногах желающих работать на своей земле фермеров и сельскохозяйственных предприятий.
Так, например, из последнего – в этом году на федеральном уровне прогремела история с фермером Михаилом Плотниковым из Лихославльского района, который переехал на земли своих предков из Москвы, титаническими трудом восстановил родовой Филиппов хутор, стал заниматься органическим земледелием: в одиночку распахал и засеял 3 гектара земли, посеял на ней репу, кольраби, цукини, морковь, и все без химических удобрений и ГМО. Почти три года Михаил занимался выращиванием редких овощей и дикорастущих растений, пригодных в пищу, за это время его основными клиентами стали московские рестораны, а у государства он не взял ни копейки, исправно платил налоги. Казалось бы, какие претензии могут быть к работающему на земле человеку? Но сотрудники Россельхознадзора рассудили иначе и выписали Михаилу Плотникову штраф в размере 150 тыс. рублей, и теперь вместо покупки столь необходимого в хозяйстве трактора он вынужден оплачивать штраф. А все потому, что нашли на его участке несколько кустарников и осинок и рассудили, исходя из своей бюрократической логики: раз человек работает, значит, дорожит своей землей и результатами своего труда и при любом раскладе заплатит штраф, иначе ведь его землю и, соответственно, бизнес можно будет отобрать по суду. Такая вот «поддержка крестьянских и фермерских хозяйств» по-тверски от Россельхознадзора.
При этом мы все видим, что огромное количество бывших совхозных и колхозных полей в Тверской области зарастает, а Россельхознадзору почему-то до них совсем нет дела. А секрет такой избирательности данного ведомства прост: значительная часть этих полей принадлежит владельцам паев, которых, во-первых, не так-то просто найти, ну и самое главное, во-вторых, они просто не будут оплачивать штрафы (земля им, что называется, и даром не нужна) и тем самым уронят процент собираемости, что самым негативным образом отразится на ведомственной статистике Россельхознадзора. Поэтому такие зарастающие поля «специалисты» ведомства не видят в упор, предпочитая «кошмарить» тех, кто работает на своей земле.
Кроме того, вызывает довольно много вопросов еще одна удивительная избирательность регионального управления Россельхознадзора.
Ни для кого не секрет, что в свое время довольно много земель сельскохозяйственного назначения в Тверской области было скуплено при самом деятельном участии команды бывшего губернатора Дмитрия Зеленина. Как поговаривают осведомленные люди, связанным с Дмитрием Вадимовичем структурам принадлежат сотни тысяч гектаров сельхозземель в самых разных районах нашего региона. Очевидно, что приобреталась эта земля с одной-единственной целью – ее дальнейшей перепродажи, и никакой сельскохозяйственной деятельности там уже много лет не ведется, эти земли активно зарастают, причем даже не кустарниками, а самым настоящим лесом. Но Россельхознадзор по какой-то совершенно необъяснимой причине не замечает такие земли, его сотрудники обходят их стороной, словно там эпидемия чумы. И подобных экс-губернатору латифундистов в Тверской области несколько человек, но у них, в отличие от вкалывающих на своей земле фермеров, никаких проблем с надзорным ведомством нет. И это наводит на определенные нехорошие мысли. Неужели этих людей и Россельхознадзор связывают коррупционные отношения? Не хотелось бы, конечно, так думать, но очевидно, что действия Россельхознадзора очень уж избирательны.
Выше мы грубыми мазками обрисовали особенности введения в оборот земель, находящихся в частной собственности. Но главная проблема введения сельхозземель в оборот заключается в том, что большая их часть находится в государственной и муниципальной собственности. Так, при общей площади земель сельскохозяйственного назначения в Тверской области в 2 млн 575 тыс. га в государственной и муниципальной собственности на территории Тверской области по состоянию на 1 января 2017 года находится 816,2 тыс. га земель сельхозназначения. К этому количеству следует добавить еще и невостребованные доли бывших колхозов и совхозов, которые лежат мертвым грузом, а это дополнительно примерно 900 тыс. га. По самым скромным подсчетам, в нашем регионе в государственной и муниципальной собственности, в невостребованных долях, имеется не менее 1,5 млн га сельхозземель.
К сожалению, ситуация на сегодняшний день такова, что государственным и муниципальным органам нет никаких стимулов вводить эти земли в оборот. Если для частных владельцев земель предусмотрены большие штрафы за зарастание кустарником и мелколесьем, то органы государственной власти Тверской области и местного самоуправления не являются субъектами данных правонарушений, их нельзя оштрафовать за зарастание. И земельный налог за земли, находящиеся у них в собственности, ни регион, ни муниципалитеты не платят. В частных беседах чиновники прямо говорят о том, что им совершенно безразлично, зарастают ли земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в региональной и муниципальной собственности, лесом или нет. «Когда зарастут, тогда передадим в лесной фонд» – вот наиболее частый ответ.
Получается самый настоящий замкнутый круг: государство и муниципалитеты не могут быть оштрафованы за зарастание сельхозземель, и они не платят за них земельного налога. Фактически ситуация такова, что у них нет никакого стимула расчищать эти земли либо же продавать по доступной для граждан цене. Когда эти земли окончательно зарастут, то 1,5 млн га просто изымут из оборота и передадут в лесной фонд, что нанесет смертельный удар по любой возможности развития сельских территорий и сельского хозяйства.
Очевидно, что в Тверской области необходимо вводить земли сельскохозяйственного назначения в оборот, сохранять их и препятствовать зарастанию. Но также очевидно, что это должно коснуться в первую очередь крупных земельных магнатов и те сельхозземли, которые находятся в государственной и муниципальной собственности: именно они составляют подавляющее большинство земель сельскохозяйственного назначения в нашем регионе. А всевозможные надзорные органы должны оставить в покое всех фермеров и сельскохозяйственные предприятия, перестать даже появляться на их землях – дать людям спокойно работать на своей земле.
Макар КОМИССАРОВ