Найти тему
Игорь Афонский

Преподаватели от КМУ.

Рассказ "Преподаватели от КМУ" должен был войти в сборник рассказов о Клайпедском мореходном училище. К сожалению, материала пока мало, когда-нибудь попробую собрать все вместе. Тиражей у меня нет, но есть читатели, для них и стараюсь.

-2

Настало время вспомнить о тех замечательных людях, которые представляли собой преподавательский состав моего мореходного училища. К моему стыду, я не всех сейчас могу назвать не только по имени и отчеству, но и может быть по фамилии. Пусть простят они мне этот грех. Я помню всех своих преподавателей. И помню очень хорошо. В данный момент, мне не обязательно писать настоящие имена и фамилии. Этого делать я не буду. Так, изредка поменяю пару букв, инициалы. Главное добиться некоторой узнаваемости образов.
Итак, был такой преподаватель по токарному мастерству. Фамилия была у него самая литовская, хорошо запоминающаяся. Казлаускас. Это был замечательный человек, настоящий профессионал своего, токарного дела. Его лекции по соблюдению техники безопасности  на рабочих местах пользовались особым успехом у слушателей.  Даже, если кто то слушал  его лекции раньше, то не мог не отказать себе в удовольствии, чтобы выслушать её в очередной раз. Вот представьте себе, пожалуйста, учебно – производственный комплекс. Нужное здание совершенно изолированное от других учебных объектов. На первом этаже здания находилась теплотехническая лаборатория, отдельно к ней примыкали помещения токарно-слесарного участка, на втором этаже электромеханические учебные кабинеты.  На токарном участке имелись хорошие старенькие станки разного профиля. Там было почти не тесно, даже просторно. А широкие окна, обтянутые металлическими решетками, хорошо освещали всё помещение только в дневное время. Если учесть, что Прибалтика отличается очень капризной погодой, то солнечные деньки, это может быть только лето. Обычно группу учащихся курсантов делили пополам, чтобы на занятиях они все могли заниматься полезным делом. Другая половина, скажем, отправлялась на лабораторные занятия по теплотехнике, или сварочные дело. Всё зависело от того, как было составлено расписание группы.
Итак, прозвенел звонок. Старший группы, обычно самый ответственный курсант, вероятно бывший армеец,  провёл перекличку, отметил всех тех, кто был в наряде,  и кто, просто отсутствовал.  К последним будут применены очень жёсткие меры. Но это жизнь такая, не блажь преподавателя, иначе на голову сядут и ноги свесят! Казлаускас, невысокий немолодой человек, кажется, что со вставной челюстью, хотя это только видимость, с косой светлой чёлкой на лоб. Блестят очки с невероятной диоптрией. Через линзы внимательные глаза обладателя очков изучают курсантов, он уже решил, кто будет, чем заниматься, осталось провести только одну формальность. Лекция по технике безопасности. После чего, все распишутся в соответствующем журнале, и приступят к работе. Сначала будет лекция, а потом роспись, и работа! Не иначе. Таков был основной принцип.
Неторопливо мастер подходит к фрезерному станку, называет его, отмечает марку, год выпуска, место выпуска. Тут перечисляется  и наличие опасных предметов вращения (барабан, под кожухом ремень, движущийся патрон или ещё что то), и возможность каких  работ можно выполнить на нём. Объясняется, как он правильно включается, как и что следует знать,  уметь, и делать. Разжёвывается, буквально до крупиц. Потом этот человек вдруг меняется, прямо на глазах. В очках появляется зловещий огонёк, в голосе хрипотца, движения становятся резкими и нервными. Это уже другой человек, не такой уравновешенный и рациональный.
- На этом станке в прошлом году одному курсанту кисть оторвало! (Пауза. Зловещая пауза! Всех  окружающих  он обмерил магическим взглядом, убедился, что его слова дошли до каждого.) Тот повёл себя не аккуратно!(Звучит его сатанинский смех, опять обвёл всех взглядом, аудитория нервно засмеялась в ответ. Он доволен, его услышали. Называет фамилию курсанта. Смех ещё громче, толи фамилия была смешная. Толи действие так завораживает всех.) А ведь я  объяснял все азы работы, провёл так сказать предварительное ознакомление с этим человеком!
 Перемещается к другому станку. Объясняет его устройство, называет год выпуска, место изготовления. Выкладывает все характеристики, подробно объясняет всё, о чём можно  только вспомнить.
- А на этом станке! (пауза) в 198х году запуздырил парню болтом в голову. Типа, не проверил, правильность крепления изделия! Фамилия парня ….
Смех, вырвавшийся из его уст, огласил эхом высокие своды помещения. Всех прорвал ответный смеховыплеск, но это выглядело наигранно, безвкусно перед обладателем первоисточника. Мастер смеяться любил и умел, даже не смеяться, а рокотать со смехом. Его внимательный взгляд отметил каждого, как фотоаппарат. Создавалось впечатление, что он всех хочет запомнить такими, живыми и здоровыми! 
Потом  следуют другие станки, другие страшные истории, связанные с их использованием. Вот инструктаж прошёл, все внесли свои росписи в  его старом толмуте, тем самым взяв на себя всю ответственность о дальнейшем происходящем. Но всё обошлось, урок закончится без видимых потерь. Преподаватель всё время на своём боевом посту, ведёт наблюдение за работой вверенного ему персонала. Работа заключалась в производстве сгонов, гаек  и различных резьбовых креплений. Училище имело на этот счёт небольшой производственный заказ от неизвестных поставщиков.  Следовало в определённые сроки сделать некоторое количество нужных предметов. Учить приходилось все  виды обработки, потому что место работы для курсанта не было постоянным, его всё время переводили с место на место. Это было может быть не рационально, но в отношении учёбы очень эффективно. Все виды работы через некоторый период времени мог выполнить любой курсант, если не отсутствовал на занятиях. А курсант – это лицо подневольное, у него масса общественных работ,  хозяйственных поручений и … не забудьте, нарядов. Наряды на КПП, в столовой, в казарме. Помимо этого были такие необъяснимые вещи, как работы в городе. Уборка территории на удалённом участке города, ремонт здания, вынос мусора и самое неприятное – выгрузка вагонов. Кто на счёт этого договаривался, уже трудно  сегодня установить, но этот «рабский» труд был вполне объясним, в то время, по крайней мере нам казалось, что так и должно быть. Могли послать, что то делать, при этом бесплатно. Производственная необходимость, что ли.

Приятного Вам прочтения!