Найти в Дзене
Artfragment

Что делать с 4 по 11 апреля

Архив автора термина «суровый стиль», лекция о соц-арте и фильм о «юбиляре» Баухаусе. Все, куда нужно успеть сходить.

Что: выставка «Пора разобраться!»

Где: Институт русского реалистического искусства, Дербеневская наб., 7, стр. 31

Когда: с 5 апреля по 11 августа

Таир Салахов, «Нефтяник», 1959.
Таир Салахов, «Нефтяник», 1959.

Зачем идти

«Пора разобраться!» — заголовок статьи художественного критика, историка искусства и публициста Александра Каменского. Именно он в своих материалах обозначил начало «оттепели» в советском изобразительном искусстве. Он же сражался за объявленных формалистами классиков и стал автором звучного термина «суровый стиль». Каменский оставил после себя уникальный архив из переписки, стенограмм заседаний, неопубликованных статей и личных писем. Вместе материалы складываются в картину художественно-политической жизни целой эпохи. Экспозия в ИРРИ редка тем, что впервые в российской выставочной практике в центре музейного проекта окажется не художник, а критик. Помимо документов из архива Каменского в Институте русского реалистического искусства представят работы художников того времени: Марка Шагала (его искусство было центральной темой исследований Каменского), Александра Лабаса, Мартироса Сарьяна, Таира Салахова, Олега Целкова, Анатолия Зверева и других. 

Виктор Попков, «Лето. Июль», 1969.
Виктор Попков, «Лето. Июль», 1969.

Что: выставка «Игорь Верещагин. Необъективная реальность»

Где: Мультимедиа Арт музей, Остоженка, 16

Когда: до 14 апреля

-3

Зачем идти

Свой первый снимок российский музыкальный и стрит-фотограф Игорь Верещагин сделал в 5 лет. И с тех пор не выпускает камеру из рук. Правда прежде чем связать жизнь с фотографией раз и навсегда, Верещагин несколько лет проработал в вычислительном центре Братского алюминиевого завода. В 1994 году фотограф переехал в Москву и стал снимать российских звезд музыки. А позже в портфолио Верещагина появились изображения Пола Маккартни, Ринго Старра, Игги Попа, Энни Лейбовиц и других.

-4

Во время приезда The Rolling Stones в Москву в 1998 году Игорь Верещагин был официальным фотографом группы в ее турне. Его фотографии печатались в российской и зарубежной прессе, на обложках пластинок музыкантов, украшали нью-йоркские клубы. Выставка «Необъективная реальность» посвящена 70-м годам. Времени, по которому одни ностальгируют, а другие воспринимают как период стагнации. Снимки тех лет Верещагина дополнены его кадрами, сделанными в 2000-е.

-5

Что: лекция «Концептуализм и соц-арт»

Где: Третьяковская галерея, Инженерный корпус, Лаврушинский пер., 12

Когда: 6 апреля, 16:00

В. Комар и А. Меламид, «Вам хорошо», 1972.
В. Комар и А. Меламид, «Вам хорошо», 1972.

Зачем идти

В конце марта в ММОМА стартовала ретроспектива Виталия Комара и Александра Меламида. Дуэт художников-концептуалистов стоял у истоков соц-арта. Это направление постмодернистского искусства сложилось в СССР в начале 1970-х годов. И тогда же критики осознали, что произведение искусства — уже не материальный объект, замкнутый в себе, но открытая система, которая формируется из культурного контекста. Произведения московских концептуалистов провоцировали на диалог. Художники больше не ориентировались на «вечные ценности» и традиционные представления о «шедевре». Так, для Комара и Меламида предметом критической рефлексии стало советское агитационное искусство. В 1972 году художники пришли к идее соц-арта, который побудил многих авторов к использованию советских клише как художественного материала и поставил вопрос о культурной идентичности современного искусства в СССР. 

Что: выставка «Сесиль Плезанс. Ролевые игры»

Где: музей «Эрарта», 29-я линия Васильевского острова, 2 (Санкт-Петербург)

Когда: до 2 июня

-7

Зачем идти 

Французская художница Сесиль Плезанс известна своими провокативными работами. Впервые она обратила на себя внимание после выхода фотографической серии «Барби». Героиней снимков художница сделала одноименную куклу, запечатлев ее в различных ситуациях. Временами Барби настолько сливалась со своим окружением, что зритель переставал понимать, кто перед ним: кукла или реальная гламурная девушка. В своих работах Сесиль Плезанс исследует роли, которые женщины играют в общественной и частной жизни, а также то, как воспринимают их окружающие. Художница признавалась, что вдохновение черпает в работах Хельмута Ньютона, Ричарда Аведона и Майкла Двека. Но одного изображения Плезанс оказалось недостаточно. В качестве своей основной художественной практики она выбрала голограмму. Она позволяет ей накладывать друг на друга два разных изображения, например, одетой и обнаженной модели. 

-8

Что: фильм «Баухаус — модель и миф»

Где: Немецкий культурный центр им. Гете, Ленинский пр-т, 95А

Когда: 11 апреля, 19:00

-9

Зачем идти

Ровно 100 лет назад, в апреле 1919 года, в немецком Веймаре открылась школа Баухаус, главная цель которой была сформулирована так: «Мы хотим вместе придумывать и создавать новое здание будущего, где все сольется в едином образе: архитектура, скульптура, живопись». Здесь преподавали учителя с мировыми именами: Василий Кандинский, Пауль Клее, Оскар Шлеммер, Лионель Фейнингер. А ученики создавали мебель и предметы интерьера, ставшие культовыми. Школа просуществовала всего 14 лет — до 1933 года. И была закрыта нацистами, которые окрестили искусство баухауса «дегенеративным». Но дело основателей школы продолжило жить. Именно Баухаус заложил основы простоты и функциональности и оказал влияние на архитектуру и дизайн не только XX, но и XXI века.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Современное искусство и как перестать его бояться» — на Читай-городе или Лабиринте.