Найти тему
Дзен для авторов

Отлито в бронзе. Как делать тексты, которые будут читать спустя годы

Оглавление
Иллюстрации Сони Коршенбойм
Иллюстрации Сони Коршенбойм

Цитаты Гомера Симпсона вспомнят многие, отрывки из поэм его древнегреческого тезки — единицы. Целиться в века — затея самонадеянная, но почему бы не попробовать? Аналитики крупных медиа и авторы постов, которыми делятся в соцсетях уже не один год, рассказывают о том, как проложить путь в цифровую вечность.

Юра, мы всё забыли

Писатель и журналист Саша Щипин в середине нулевых работал главным редактором журнала «Это кино». В июне 2005 года он написал в «Живом Журнале» небольшой текст про космос, потерянное поколение, Дарта Рейгана и мертвого Гагарина. Текст буквально взорвал интернет: разошелся по Сети тиражом крупной газеты, получил сотни восторженных комментариев, которые продолжают появляться даже сегодня, спустя без малого пятнадцать лет, несмотря на то, что автор давно покинул ЖЖ.

По понятным причинам историю написания я уже плохо помню: прошло довольно много времени. Помню только, что мне было страшно лень записывать эту мысль, но в конце концов стало жалко идеи, которая иначе забылась бы и пропала, так что в конце концов я собрался и быстро что-то написал.
Случайно я сформулировал довольно важную, хотя вроде бы и очевидную мысль. С одной стороны, конечно, мне кажется, что все это интересно в основном людям моего поколения, а с другой — идея, что ты рожден для чего-то большого и светлого, а не для того, чтобы, грубо говоря, ползать, вообще довольно распространена и с датой рождения никак не связана.

Анастасия Кудрявцева, аналитик интернет-газеты «Бумага»:

-2

При анализе мы условно делим тексты на «вечные» и «ситуативные». Логично, что ситуативный текст привязан к разбору какого-то события. Например, почему в Петербурге такой ужас с уборкой снега или почему закрывается Stockmann. Такие материалы обычно собирают хороший трафик, но живут не дольше нескольких недель. «Вечный» же текст на то и вечный, что приводит к нам читателей, независимо от окружающей новостной повестки и времени года. Мой любимый пример такого материала: тест на знание русского языка. Мы опубликовали его еще прошлым летом, и на него идет стабильный трафик — иногда даже больше, чем на отдельные свежие материалы.

Есть темы, которые популярны вне контекста. У нас традиционно много просмотров набирают материалы рубрики «Дореволюционный Петербург». Думаю, дольше живут материалы, которые помогают решить какую-то практическую проблему. Например, как вести себя при досмотре или стоит ли бояться военных сборов в России. Второй хоть и четырехлетней давности, но трафик на него приходит ежегодно, когда объявляют сборы. У подобных текстов шансы задержаться в поисковом трафике выше, даже когда для вашей аудитории они станут менее свежими.

Треугольник Шанина

-3

13 марта 2014 года Владимир Жириновский предложил запретить букву «ы». Петербургский писатель Моше Шанин отреагировал молниеносно: на написание короткого поста в Фейсбуке ушло десять минут. Текст, визуально напоминающий перевернутый треугольник или пирамиду, разлетелся по соцсети: 2333 репоста, последний из которых был сделан в конце прошлого месяца. На днях лауреат нескольких литературных премий завел канал в Яндекс.Дзене.

Мне сразу захотелось представить, как бы отразилось в тексте отсутствие тех или иных букв. На написание ушло минут десять, еще минут пять — на проверку. Не буду врать, что вкладывал какие-то смыслы: высказывался об эпохе или мрачно пророчествовал. На столе дымился первый кофе, мне было смешно и интересно, не более того.
У текста было две волны репостов: первая — в течение недели после публикации, вторая — спустя не то полгода, не то полтора, когда репост сделал, если не путаю, Шендерович. Сейчас репосты проскакивают в годовщину публикации. Видимо, Фейсбук напоминает пользователям про этот пост.
На одном литературном мероприятии ко мне подошла познакомиться пара: «Мы вас читали! Нам очень понравилось», и не успел я обрадоваться, как они продолжили: «Да, вот это вот, про букву „ы“, как ее запретили». Серьезно? Я автор трех десятков рассказов, каждый из которых, как мне кажется, заслуживает большего внимания, чем «треугольник Шанина».

Алексей Ферапонтов, аналитик медиаартели «Мамихлапинатана»:

-4

Если посмотреть топ популярных материалов сайта «Батенька, да вы трансформер» за любой месяц, всегда найдется несколько текстов двух- или четырехлетней давности. Главным образом это статьи о психологии и ментальных особенностях, например о пограничном расстройстве личности, «биполярке» или селфхарме. На эти темы идет стабильный поисковый трафик. Бывают вспышки повторного трафика из соцсетей: например, текст про форумы мамочек до сих пор время от времени получает пару-тройку тысяч просмотров.

Срок жизни материала зависит от того, насколько он привязан к новостной повестке, и от аудитории издания. «Быстрые», тексты на волне популярности темы могут за пару часов собрать десятки тысяч просмотров и уйти в вечный архив. К менее хайповым текстам возвращаются годами. Через них на сайт приходят новые пользователи, а старые перечитывают их снова.

Иран или Ирак?

Антон Ботев называет крошечную шутку в Фейсбуке «испытанием медными трубами». Неожиданная слава в виде полутора тысяч лайков обернулась «зарубой» в комментариях, которых собралось больше тысячи. Самая забойная реакция, по мнению автора, была такой: «Дебилы! Уровень интеллекта ниже, как никогда!!!» Никогда Иран и Ирак не были так близко к тому, чтобы стать одной страной.

Я был удивлен, что репостят. Поначалу удивило также, что нашлось большое количество людей, пенявших мне на мое образование и происхождение. Некоторые люди зачем-то писали мне личные сообщения, в которых сообщали мне, какой я тупой. Шутка в основном была популярна на Украине и в Казахстане.
Мне кажется, шутка «выстреливает», когда ее репостит кто-то влиятельный или ты сам влиятельный. А так хоть сто раз пошути, никто смеяться не будет. Но мне, в общем, все равно, я много о популярности не думаю.

Владислав Денисов, руководитель отдела аналитики Sports.ru:

-5

Мы очень сильно зависим от инфоповодов: крупных турниров, топовых матчей и громких околоспортивных событий. Чем сильнее околоспортивная составляющая, тем больше внешнего трафика мы получаем. Лучшие по посещаемости материалы были из разных категорий: «ЧМ-2018» — пример того, где всё о спорте; «Конор — Хабиб» — ситуация, когда тексты о событиях вокруг боя популярнее материалов о самом поединке; «Кокорин — Мамаев» вообще не о спорте. Тем не менее в среднем они набирали одинаковое количество просмотров.

Как мне кажется, в русле спорта «вечнозеленый» контент может быть о людях: это биографии спортсменов или революционные решения тренеров, это события: легендарные камбэки или голы, это, наконец, эмоции, например ностальгические публикации о праздничной атмосфере во время чемпионата мира по футболу в России.

Подготовил Алексей Сорокин

Понравился материал? Расскажите в комментариях, о чем еще из мира медиа вам хотелось бы узнать, и мы посвятим этому один из следующих постов.