Психологи, педагоги и социологи всё больше говорят о том, что дети нового поколения ужасно несамостоятельные, а молодые люди – инфантильные. Родители полностью контролируют девчонок и мальчишек вплоть до наступления восемнадцати лет, а иногда даже дольше. Что дети будут есть, что пить, как одеваться, чем заниматься, куда пойдут и по какому маршруту – современные технологии и многочисленные услуги по контролю, предоставляемые учебными заведениями, буквально исключают каждый самостоятельный шаг. Главный довод в пользу такого воспитания, который приводит подавляющее большинство родителей, сводится к одному короткому слову: «Опасно!» Но так ли это на самом деле? Как определить, что действительно подвергает детей риску, а что несёт угрозу исключительно в воображении родителей, склонных к гиперопеке?
Эти вопросы мы задали современному писателю Валерию Екимову, автору книги «Секреты нашего двора». В своих рассказах он обращается взором в прошлое и рассказывает школьникам двадцать первого века о том, как жили, чего хотели, к чему стремились их отцы и деды в далёкие семидесятые. Многие вещи, которые описываются на страницах, ребятам покажутся едва ли не фантастическими. Другие вызовут серьёзные опасения. Но всё, о чём идёт речь в сборнике, обязательно увлечёт, запомнится и докажет на живом примере, что целыми днями торчать в Интернете вовсе необязательно, чтобы не умереть от скуки. Кроме того, рассказы станут наглядным пособием для родителей, которые успели забыть, что сами они обходились без GPS, когда ходили в школу, а учителя не писали по вечерам их мамам и папам по десять электронных писем с полным отчётом на тему, что и сколько ученики съели за завтраком и по какому коридору пробежали на второй перемене.
Итак, что опасно, а что таковым только кажется?
Екатерина: Здравствуйте, Валерий. Согласны ли Вы с современным представлением о том, что за детьми нужен тотальный присмотр, их нельзя оставлять одних дома и, тем паче, выпускать на улицу, потому что это опасно?
Валерий: Честно говоря, лично мне очень не нравится слово «тотальный», но вполне подходит и даже нравится слово «присмотр» в значении «внимание», которое совершенно не означает: «…нельзя оставлять одних дома и, тем паче, выпускать на улицу…», наоборот – дать возможность занять (проявить) себя самому. Но, безусловно, всё должно быть очень индивидуально и, главное, в меру, которую определить в среднестатистической формуле даже великому педагогу не под силу.
Сомнение, поиск и мечта в общении друг с другом – вот что такое внимание.
А ещё умение слушать… и слышать!
Екатерина: Какие реальные опасности подстерегали Ваших героев, мальчишек семидесятых, во дворах? Как можно было избежать опасности, и как справлялись с возникшими проблемами?
Валерий: Мальчишки семидесятых, в сущности, ничем не отличались от сегодняшних, и опасности, подстерегающие их во дворах, были теми же: открытые строительные и прочие, явно не предназначенные для игр площадки, уличное автодвижение, различные техногенные аварии, неадекватное поведение взрослых и прочее.
Одним словом, всё как у Екклесиаста: «…что было, то и будет…».
Разница, пожалуй, лишь во внимании к детям со стороны взрослых, имеется в виду ответственное внимание всех… и ко всем, простое умение обращаться, разговаривать, спрашивать, не раздумывая над тем, как это может быть истолковано кем-то, а главное, просто уметь смотреть в глаза, что с приходом Интернета мы перестали делать. Это очень заметно в общении с «продвинутой» компьютеризированной молодёжью, привыкшей общаться с миром лишь через фильтр «гаджета». Они очень боятся глядеть в глаза. По этому поводу можно говорить долго, здесь ограничусь лишь своим рифмованным размышлением на эту тему двухгодичной давности:
***
Кого мы ищем в Интернете?
Зачем «репостим» всё и вся?
Что нужно нам на Белом Свете?
Куда уходим от себя?..
Быть может, прячем неудачи,
иль сами прячемся от них,
боясь, как в детстве, дать им сдачи,
а может, – нет у нас и их?
Как, впрочем, нет и личной жизни,
один сплошной пустой кисель,
нет широты свободы мысли,
и в голове метёт метель
из глупости, ненужной своры,
из «лайков», всякой ерунды,
и виртуальных разговоров,
и прочей жалкой суеты.
Но всё же, как могло случиться,
что внуков видим чаще там?
И от чего хотим укрыться?..
Увы-увы, не знаю сам!
К чему всё это приведёт?
На самом деле уверен, что обратно: к живому общению мальчишек и девчонок напрямую без всяких там посредников, возможно, даже и нас, взрослых, о чём и рассказываю в своей фантастической повести «Потерянная тетрадь», которая отдельными, пока ещё черновыми, рукописными рассказами, но уже есть на «Прозе.ру» (под псевдонимом Еквалпе).
Всё будет так, как должно быть, как когда-то общались, крепко взявшись за руки, мальчишки семидесятых в «Секретах моего двора», легко преодолевая все возникающие у них проблемы и опасности.
Екатерина: Есть ли способ сегодня дать детям свободу и не подвергнуть риску?
Валерий: Опасности, проблемы, риск, а вместе с ними душевные терзания, тревоги, устремления, желания, – это ли не настоящая Жизнь?!
И если кто-то серьёзно думает, что может, пусть даже в благих целях, лишить свободы выбора кого-либо другого, – что вообще-то оказалось не под силу даже Всевышнему (читай «Тору», раздел о сотворении Мира)! – то он просто Денница, ограниченный благими намерениями, которые, как известно, ведут его и все его желания в…
Но реально ищущий родитель всегда найдёт её: не нужно мешать ему, а вернее, им в этом.
Сборник рассказов «Секреты нашего двора» можно купить в интернет-магазине «#Книга». Возможно, узнав чуть больше о том, каким бывает детство, кому-то из читателей захочется хоть на часок вырваться из удушающих объятий социальных сетей и попробовать пожить в реале так, чтобы через десять, двадцать или тридцать лет было о чём написать собственную книгу.