Рассматривая старые черно-белые фотографии в бабушкином альбоме, я обычно восхищаюсь людьми, которые на них запечатлены. Почему-то представляется, что всё раньше было чище, радостнее, проще и осмысленнее чтоли.
Сенокос так сенокос - мужчины уставшие, но довольные сделанной работой. На ком-то рубашка промокла насквозь, кто-то с голым торсом сосредоточенно протирает лезвие пучком травы, женщины в косынках и ситцевых платьях, простые, улыбчивые, ни грамма жеманности, кокетства, деланных поз.
Посиделки с друзьями – это смех, салаты, какой-нибудь заводила, говорящий тост, юноши, робко обнимающие за плечи своих невест или молодых жен.
А еще мне нравятся фотографии из ателье, к походам в которое семья должна готовиться заранее, выбирать одежду, причесываться. Мои бабушка и дедушка делали семейные фото каждые 5 лет совместной жизни. Сначала с маленьким папой, потом с дядей, через много лет сыновья обзавелись женами, а потом и детьми. В 90-е годы эта традиция сама собой сошла на нет, появились мыльницы, затем цифровики, перестало звучать, ставшее легендой «Сейчас вылетит птичка!», женские прически перестали быть такими высокими, а мужские наряды такими строгими (ну как же - отглаженный через влажную марлю костюм, рубашка, которую прокипятили и накрахмалили в алюминиевом ведре при помощи специальных деревянных щипцов).
Всё это вызывает у меня какое-то саднящее и теплое чувство внутри. Особенно оно усиливается при взгляде на фотографии с маленькими детьми.
Момент, пойманный на старую черно-белую камеру не идет ни в какое сравнение с тысячами современных однообразных кадров. Поймать и запечатлеть, как твой ребенок делает первый шаг, его хитрый прищур, взметнувшееся от ветра дочкино платьице, радостный визг сына при виде ряженного Деда Мороза. Все это происходит при отсутствии возможности нажимать кнопку спуска затвора сколько угодно раз и дорогого стоит.
Волшебство... Как будто есть специальная комната в каждом доме, где на полках стоят банки и бутылочки, коробки с моментами.
Откроешь одну такую баночку, и можно запросто почувствовать запах лаврового листа, мясного бульона, вдруг ни с того ни с сего глаза защиплет от недавно нарезанного лука, а нос окажется испачканным в муке. Это просто на черно белой фотографии папа ловко делает очередную партию пельменей при помощи металлической советской пельменницы и мамы, а мама как заправский шеф-повар водрузила на голову колпак из вафельного полотенца. Она смеётся, а папа хмурится, потому что фарша осталось много, работы тоже, а за окнами глубокая ночь.
А еще можно взглянуть на содержимое банки, вон той, самой маленькой, из желтого стекла – там ябочный компот, свежесваренный, тёплый еще, в котором плавают мягкие кусочки белого налива. Этот компот бабушка сварила на вечер, но ты берешь огромный алюминиевый половник, зачерпываешь немного, проливаешь на половики, на плиту, жадно пьёшь и бежишь играть дальше. На фотографии усыпанная плодами яблоня, разбросанные по лужайке игрушки, многочисленные грядки с морковью-свеклой и я, закрыв глаза от восторга, качаюсь на качелях, которые дедушка приделал прямо на ветку… белый налив созревал в июле, созревал и опадал, можно было так качаться и вдруг словить отличный удар яблоком прямо по лбу…
Слышите смех? Возьмите в руки зеленоватую бутылку, вытащите пробку и послушайте – не демонстрация ли там внутри. Обыкновенный такой кусочек советской многолюдной демонстрации. Молодые, весёлые парни разливают что-то (конечно, лимонад) в граненные стаканчики, девушки хохочут и кутаются в пальто. Это осень, 7 ноября, пахнет жжеными листьями, морозцем, на заднем плане толпа народа, а наши герои нашли укромный уголок и греются таким вот доступным почти каждому советскому человеку способом. Один из парней, долговязый, несуразный, в смешной шляпе и стареньком пальто не пьёт, а смотрит на девчонок, точнее на одну. Его зовут Иван и он мой будущий дедушка, будущий муж девчонки по имени Аля. Он будет каждый день в холод и дождь и в солнце встречать её с работы, звать Алёнкой, знакомить со своей деревенской мамой, которая скажет "нашел какую-то мелкую, соплёй перешибёшь".
Эти истории и эти фотографии всегда со мной, тихие отголоски прошлого, услышанные и увиденные сотню раз, интересные по-прежнему, осязаемые до мельчайших деталей...
ЕСЛИ ПУБЛИКАЦИЯ ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ, НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОБЛАГОДАРИТЬ АВТОРА ЛАЙКОМ И ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ.