Представьте: вы получили заказ. Вкусный, аж слюнки текут. Со 100%-ной предоплатой, с вежливым заказчиком, с надбавкой за срочность — словом, всё по фен-шую. И вот вы садитесь за стол, разминаете кисти рук, заносите пальцы над клавиатурой и… не знаете, как начать текст. Мыслей — ноль. Через полчаса начинается паника. А ближе к обеду вы рвёте волосы на груди, потому что чувствуете, что подвели заказчика.
Знакомо? Мне тоже.
В принципе, есть масса приёмов, которые помогают авторам призывать крылатых ослиц вдохновения и полуобнажённых муз. Перечислю только те, которые сам попробовал.
Способ № 1. Устраиваем истерику
Садимся за клавиатуру и пишем всё, что придёт в голову. Без раздумий (но желательно по теме). Раскручиваем подсознание до стука в висках и выливаем на страницу WORD’а потоки интуитивно организованных мыслей.
Я был приятно удивлён, когда попробовал этот метод впервые. Получилось не супер, да. Но гораздо лучше, чем ожидалось. Как правило, после такой «истерики» мне остаётся лишь отредактировать статью, придумать громкий заголовок и добавить интересные фишки в начале текста, чтобы зацепить читателя.
Способ № 2. Затачиваем абзац
Почему гвоздь острый? Ответ очевиден: заострённый кончик легко вгоняется в стену — чем меньше площадь поверхности, тем больше давление. Уроки физики, такие дела.
То же самое с текстом. Когда в первом предложении читатель видит одно-два-три слова, его взгляд легко проскальзывает и погружается в текст. Удивительно, но этот принцип действует и в обратную сторону: достаточно написать пару коротких предложений, чтобы машина фантазии раскочегарилась добела и начала плеваться шикарными фразами, как Андре Ортольф горошинами.
Способ № 3. Спрашиваем себя
Чем хороши вопросы? Тем, что на них волей-неволей приходится отвечать. Написали вопрос, сочинили ответ — и вуаля, у вас уже есть два предложения!
Способ № 4. «Значит, дело было так»
Этот метод я подсмотрел, каюсь. Его часто используют журналисты, получившие образование в СПбГУ, ну а мы с вами чем хуже? Всё просто: кладём свою попу в любимое кресло, произносим волшебную фразу «Значит, дело было так…» — и старательно записываем всё, что приходит в голову.
Способ № 5. Бросаемся фактами
Если ни один из методов вам не помог, а сроки горят и нужно срочно начать текст хоть как-то, то отключаем мозг и пишем… статистику. И факты. Словом, всё, что вам известно по теме статьи. Если ничего не известно, читаем Википедию.
Фух, с этим разобрались. Но у меня для вас сюрприз!
Каким бы хорошим ни был копирайтер, у него случаются конкретные «затыки» и перегорания. А как начать текст, если нет ни мыслей, ни желания их выдумывать? Лично мне помогают шаблоны.
12 шаблонов, которые помогут начать любой текст и «зацепить» читателя
Честное слово, все пять методик, описанных выше, работают безотказно, как иммигранты на тайваньской фабрике утюгов. Но в качестве страховки я всегда держу в памяти пару шаблонов. Это короткие вступления, которые помогают написать первое предложение и «зацепить» читателя. Вот вам 12 штук для начала:
1. «Хотите правду?»
2. «Скажу откровенно: …»
3. «N лет назад…»
4. «По статистике…» — тут ОБЯЗАТЕЛЬНО указываем название источника
5. «Ленин однажды сказал: …»
6. «В одной африканской стране…»
7. «Однажды я понял важную вещь…»
8. «В среднем по России/Китаю/Бурятии…»
9. «Впервые после Всемирного потопа (Французской революции, вымирания тиранозавров и т.д.) …»
10. «Крошка-сын к отцу пришёл, и спросила кроха: …»
11. «А вы когда-нибудь…»
12. «Китайские бабушки (или кыргызские чабаны, или кто угодно) по-настоящему ценят две вещи: …»
Записали? Тогда творческий кризис вам больше не грозит. Когда нужно как-то начать текст, а в голове пусто, доставайте этот список из кармашка и вспоминайте хорошим словом меня, Алексея Новогрудского.
Лучей добра вам и безработной субботы!
Искренне Ваш Алексей Новогрудский