Найти тему
Svetlana Astrikova "Кофе фея"

Кристина Сандерс - Робертсон. "Пленяет гений кистью тонкой.."


Кристина Робертсон. Забытое напрочь имя в художественном артистическом мире…. Мало кому то и что то говорящее. Удалось найти лишь пару статей в интернете, несколько картин акварелей, парадных портретов.. более ничего, хотя в петербургских архивах сохранились ее письма, счета, модные каталоги с  литографиями ее образов, акварелей, карандашных набросков.

Вся канва ее жизни укладывается в понятие :»Модная артистка».. Именно так называли художников в те времена, тонко и чуть насмешливо, презрительно:»Артист»…
Она стала известна еще в юности, руку ей «поставил» в живописи ее дядя, модный художник Роберт Сандерс, он же передал ей часть своей богатой, капризной клиентуры и непрестанно рисуя светских дам и их детей, вскоре Кристина уже имела мастерскую на Харлей — стрит, уютный дом, семью, достаток… Правда, из восьми ее детей выжило лишь четверо. .Значит, и боль и горе любящей матери были ей ведомы сполна.

 Когда литографии с ее акварелей и миниатюр появились в модных еженедельниках, она получила приглашение к русскому императорскому двору, который озвучил пожелание государя Николая Павловича иметь тщательно написанными ростовые портреты императрицы Александры Феодоровны и ее дочерей, великих княгинь.. Петербургская знать выстроилась в очередь сама, делая заказы на портреты и тщательно копируя друг у друга детали туалетов: шарфы, палантины, броши, аграфы, ожерелья, банты, кружева, атлас, … Все, чему льстила прихотливая и тщательная кисть Кристины Робертсон, сию же минуту, сей же день и час становилось диктующим вкус и моду..За поясные портреты Кристина брала семьсот или даже восемьсот рублей ассигнациями, а за ростовые — более двух тысяч серебром, и считалась одной из самых состоятельных художниц того времени.
Как считали светские хроникеры того времени, сплетники, ведущие дневники и журналы, ее кисть изрядно могла польстить императрице, которой было слегка за сорок, но лишь усердно копировала прелесть ее дочерей и окружавших их первых красавиц Двора: Юсупову, Барятинскую, Урусову.
Кисть Робертсон пленительно отражала и выражала канон романтической красоты того времени, говорила вслух явно и шептала вполголоса тонкими метафорами баллад Вальтера Скотта, Фридриха Шиллера, Василия Жуковского… Кристина и некрасивому лицу умела придать тонкую пленительность, одухотворенность, выразив кистью и переливами красок переживания души, внутренний мир персонажа, ненавязчиво и осторожно, раскрывая его как створки жемчужной раковины, почти не дыша, с трогательной теплотою.
Вся канва ее жизни укладывается в понятие :»Модная артистка».. Именно так называли художников в те времена, тонко и чуть насмешливо, презрительно:»Артист»… Она стала известна еще в юности, руку ей «поставил» в живописи ее дядя, модный художник Роберт Сандерс, он же передал ей часть своей богатой, капризной клиентуры и непрестанно рисуя светских дам и их детей, вскоре Кристина уже имела мастерскую на Харлей — стрит, уютный дом, семью, достаток… Правда, из восьми ее детей выжило лишь четверо. .Значит, и боль и горе любящей матери были ей ведомы сполна.  Когда литографии с ее акварелей и миниатюр появились в модных еженедельниках, она получила приглашение к русскому императорскому двору, который озвучил пожелание государя Николая Павловича иметь тщательно написанными ростовые портреты императрицы Александры Феодоровны и ее дочерей, великих княгинь.. Петербургская знать выстроилась в очередь сама, делая заказы на портреты и тщательно копируя друг у друга детали туалетов: шарфы, палантины, броши, аграфы, ожерелья, банты, кружева, атлас, … Все, чему льстила прихотливая и тщательная кисть Кристины Робертсон, сию же минуту, сей же день и час становилось диктующим вкус и моду..За поясные портреты Кристина брала семьсот или даже восемьсот рублей ассигнациями, а за ростовые — более двух тысяч серебром, и считалась одной из самых состоятельных художниц того времени. Как считали светские хроникеры того времени, сплетники, ведущие дневники и журналы, ее кисть изрядно могла польстить императрице, которой было слегка за сорок, но лишь усердно копировала прелесть ее дочерей и окружавших их первых красавиц Двора: Юсупову, Барятинскую, Урусову. Кисть Робертсон пленительно отражала и выражала канон романтической красоты того времени, говорила вслух явно и шептала вполголоса тонкими метафорами баллад Вальтера Скотта, Фридриха Шиллера, Василия Жуковского… Кристина и некрасивому лицу умела придать тонкую пленительность, одухотворенность, выразив кистью и переливами красок переживания души, внутренний мир персонажа, ненавязчиво и осторожно, раскрывая его как створки жемчужной раковины, почти не дыша, с трогательной теплотою.

К примеру, на портрете императрицы Александры Феодоровны в спущенной с плеч горностаевой мантии, стоящей на балконе, мы догадываемся лишь по повелительному жесту, что пред нами — императрица.. На нас смотрит вполоброта кокетливая, задумчивая женщина в кружевной голубой накидке.
И о чем она так романтично задумалась вечером, ведомо лишь ей одной.. Портрет — частная миниатюра, исполненная любящей рукой, но отнюдь не любопытной, до краев наполненная эмоциями… Их не под силу угадать каждому.. Но они живут и трепещут на полотне и согревают его неподдельно.

Велика княгиня , цесаревна Мария Александровна. 
В парном портрете великих княгинь Марии и Александры Романовых тщательно и бережно отображен мир чувств каждой из них, наполненный нотами романтической юности, первой влюбленности, очарованности юношеской вечером, первыми, еле слышными, звуками сумерек, пеленой тумана и свежестью ночного ветра с .Маркизовой лужи.
Велика княгиня , цесаревна Мария Александровна. В парном портрете великих княгинь Марии и Александры Романовых тщательно и бережно отображен мир чувств каждой из них, наполненный нотами романтической юности, первой влюбленности, очарованности юношеской вечером, первыми, еле слышными, звуками сумерек, пеленой тумана и свежестью ночного ветра с .Маркизовой лужи.

Этот портрет был одним из самых любимых в императорской семье и долгое время кабинет Александра Второго в Зимнем Дворце был украшен им, также как и другими тонкими акварелями Робертсон.

Трудно поверить, что художница умерла в нищете, зимой, в 1854 году, некоторые заказы ее остались неоплаченными, некоторые она переписывала в угоду капризам вельможных дам, а могила ее затеряна на Волковом кладбище, может быть, даже — не сохранилась вовсе. На родину художница не смогла вернуться — по причине все той же бедности и развернувшейся Крымской кампании… Сейчас множество ее картин, акварелей, набросков разбросано, рассеяно по частным музеям и собраниям, отыскать их трудно,атрибутировать тоже. Не составлен даже каталог. Современники утверждали. что ее кисть льстила красоте и времени… Вероятно так… Жаль, что время никогда не льстит Памяти… Увы!

__________________________________________
Этот портрет был одним из самых любимых в императорской семье и долгое время кабинет Александра Второго в Зимнем Дворце был украшен им, также как и другими тонкими акварелями Робертсон. Трудно поверить, что художница умерла в нищете, зимой, в 1854 году, некоторые заказы ее остались неоплаченными, некоторые она переписывала в угоду капризам вельможных дам, а могила ее затеряна на Волковом кладбище, может быть, даже — не сохранилась вовсе. На родину художница не смогла вернуться — по причине все той же бедности и развернувшейся Крымской кампании… Сейчас множество ее картин, акварелей, набросков разбросано, рассеяно по частным музеям и собраниям, отыскать их трудно,атрибутировать тоже. Не составлен даже каталог. Современники утверждали. что ее кисть льстила красоте и времени… Вероятно так… Жаль, что время никогда не льстит Памяти… Увы! __________________________________________

Портрет вверху статьи - императрица Александра Федоровна.