Уровень коррупции это весьма неопределенный показатель – каждого коррупционера за руку не поймаешь. Но если правительство Нижегородской области намерено за три года улучшить показатели, то это нетрудно – согласно плану каждый год выявлять на несколько процентов меньше коррупционных проявлений, меньше заводить уголовных дел.
Возможно, ситуация при этом будет более адекватной, поскольку не все, в отношении кого заводятся дела и даже выносятся обвинительные приговоры, являются коррупционерами.
Но, на мой взгляд, у борьбы с коррупцией должен быть совсем другой алгоритм, основанный на работе не силовых структур, а фискальных. В Соединенных Штатах, например, человек обязан объяснять происхождение своих доходов. К нему приходят: «У вас за последний год появился новый дом – докажите, что он приобретен на заработанные деньги». Ничего в этом страшного нет. Человек достает квитанции, показывает весь расклад вложенных в покупку средств, предъявляет свидетельства о выплате всех налоговых вычетов с доходов. Сопоставив эти данные, налоговики легко определяют, есть ли в покупке коррупционная составляющая.
Покамест у нас законодательство не будет способствовать такому выявлению расхождений в доходах и расходах, проблему решить не удастся. У нас вся борьба сводится к тому, что или чиновник сам придет и расскажет, что ему предлагают взятку, либо другая сторона сообщит, что с нее требуют взятку.
Другие способы – долгие и не всегда эффективные. И планировать, что в этом месяце мы поймаем столько-то коррупционеров, это смешно. Как и предусмотренное программой регионального правительства выделение средств на антикоррупционную пропаганду и соцопросы.
Если бы все решалось так просто.
Вот у нас в городе полно наркоманов – выделяем 15 миллионов рублей на антинаркотическую пропаганду организации, предлагающей безвозмездную помощь попавшим в беду от наркотиков и алкоголизма, – и по всем подъездам развешиваются листовки о том, куда следует обращаться, которые тут же срывают, взамен ежедневно появляются новые и новые.
Вот вам и коррупционная составляющая – люди получили грант, позволяющий зарабатывать на печати листовок и откатах в 10-15 процентов. Это не борьба с наркотиками. И сейчас предлагается не борьба с коррупцией, а ее поощрение.
Так что методы, которые взяли на вооружение наши власти, никчемны и ни какому реальному результату не приведут.
Отрапортовать можно как угодно, но назвать это борьбой с коррупцией я не могу.
Александр Рожков