Доброго всем!
Если быть до конца честным, то написать эту статью меня заставили читатели моего канала. Да, именно так! Оставляя комментарии к предыдущим статьям на канале, читатели, даже кадровые железнодорожники, показали, что плохо представляют, что же из себя представляет, работа составителя поездов.
Казалось бы, висит человек на вагоне, катается, говорит там чего-то в радиостанцию. А на самом деле составитель поездов – это ответственный работник, человек который отвечает за все. За подвижной состав, с которым работает и который находится рядом, за закрепление подвижного состава. За сохранность перевозимых грузов и багажа, даже за людей, и не только за тех, кто непосредственно работает на маневрах, но и за тех, посторонних и никому больше не интересных, которые передвигаются, ходят по путям.
А чтобы составитель мог в полной мере выполнять все возложенные на него обязанности, он должен иметь целый перечень знаний, но не только знаний, как наши теоретики, но и умений. У меня начался период повторений и изучений. Впереди небольшие экзамены, как обычно, при выходе с отпуска, вот и повторим с вами вместе. Я освежу в памяти, а вы узнаете, что же умеет и знает составитель поездов.
Первое, то с чем составитель сталкивается ежесекундно, это охрана труда. Охрана труда, это святое, для составителя, человека непосредственно работающего с подвижным составом, она особенно актуальна. Свою инструкцию по ОТ я перечитал вчера, освежил в памяти.
Второе, то за что спрашивают все и всегда, это закрепление. Правила закрепления. Какими тормозными башмаками где и как пользоваться. Где можно, а самое главное, где нельзя укладывать тормозные башмаки. Под какие вагоны и по чьей команде.
Третье, у сколько было комментариев, когда я написал небольшую статью про пути и стыки. Да Составитель поездов – это глаза и уши руководителя, именно составитель чаще всех бывает на всех подъездных путях, на точках и фронтах погрузки и выгрузки. А значит, именно составитель должен с первого взгляда определить, можно вообще ехать по этому пути или нет. И не только стрелочные переводы, неисправности которых составитель должен знать, как свои пять пальцев, но и общее содержание пути. Стыки, зазоры, накладки, габариты, предельные столбики и даже высоту подвески проводов над путями. Составитель поездов в своей работе должен видеть все, а чтобы видеть, что что-то не правильно, все это нужно знать.
Четвертое, подвижной состав. Раз уж составитель отвечает за его сохранность, то и знать должен, как выглядит и как он работает в исправном состоянии. Составитель знает, как работают тормоза, где и какая наносится разметка. Как определить, был ли вагон в сходе и еще массу параметров, по которым определяется. Можно ли вообще работать с этим вагоном. Например, при уборке вагонов с подъездного пути за его исправность отвечает именно составитель поездов. Выявил, не стал забирать, молодец. А если забрал, значит, сам виноват. Честных людей на подъездных путях не бывает! Они сразу все сольются и отмажутся и составитель останется крайним.
Пятое, самое нудное, составитель должен знать последние и не только последние случаи, произошедшие на всей сети железных дорог. Где кто как и что сделал не правильно и что из этого получилось. Зачем это надо? Чтобы не повторять чужие «подвиги».
Что еще должен знать составитель? Конечно, библию железной дороги – ПТЭ, и все его приложения, касающиеся работы составителя поездов. Хотя спросить могут все, и даже правила составления ТРА станции. Хотя составитель и не составляет его.
Кстати, про ТРА, его составитель должен знать очень хорошо. Составитель должен уметь на станции все, но есть работы, которые закреплены за другими работниками. А работники эти, люди хитрые. Так и норовят спихнуть свою работу на составителя. Вот, чтобы не делать чужую работу, ее нужно знать, что она чужая, не твоя.
А еще ведомости подъездных путей. И много чего еще. И это только знания, а ведь есть еще и умения, которыми тоже должен владеть составитель поездов.
Вы же знаете разницу между знаниями и умениями. Например, можно знать, как собирать рукава тормозной магистрали, а можно уметь это делать. И поверьте, это две большие разницы. И так во всех случаях.
Составитель умеет, осматривать, включать, выключать тормоза. Составитель умеет найти те неисправности стрелочного перевода, о которых теоретики только слышали и читали. Что еще? Даже то, что делать нельзя, или можно только в крайнем случае, например, как сойти на ходу с подножки вагона.
Нет, не так, как правильно сойти с подножки вагона во время движения. Сейчас этому не учат, потому что нельзя. В то же время, в случае потери связи составитель должен сойти с подножки, выйти в зону прямой видимости и подавать ручные сигналы остановки… Поэтому составитель должен уметь это делать.
Составитель должен уметь производить маневры по расстановке и перестановке вагонов. Например, на подъездных путях. Да и не только на подъездных. Есть станции, где нет маневрового диспетчера, где составитель поездов сам планирует и выполняет всю маневровую работу.
А ведь есть еще и специальные составители, горочные, которые работают на сортировочных горках, те помимо всего прочего должны еще и горку знать и как она работает.
Вот видите, у меня только на перечень всех знаний и умений составителя поездов целых три листа текста вышло. А если их все собрать, переписать и выложить, так это целая книга получится. Большая, толстая, в хорошем переплете и с картинками.
Да, согласен, мы не в полной мере изучаем те же вагоны. Все допуски и посадки в работе составителя не пригодятся, только основное. Про содержание путей тоже самое, не пойдет составитель мерять рулеткой ширину междупутья, но знать должен.
Пара полезных ссылок для составителя поездов:
Как работает сортировочная горка
Как работает стрелочный перевод
Подножка вагона, рабочее место составителя поездов
Ваш В.В.
P.S. Не забудьте подписаться на канал. Впереди еще много интересного!
И постарайтесь не материться в комментариях.