Найти тему

Что должен знать составитель поездов

Мой коллега, осаживает состав
Мой коллега, осаживает состав

Доброго всем!

Если быть до конца честным, то написать эту статью меня заставили читатели моего канала. Да, именно так! Оставляя комментарии к предыдущим статьям на канале, читатели, даже кадровые железнодорожники, показали, что плохо представляют, что же из себя представляет, работа составителя поездов.

Казалось бы, висит человек на вагоне, катается, говорит там чего-то в радиостанцию. А на самом деле составитель поездов – это ответственный работник, человек который отвечает за все. За подвижной состав, с которым работает и который находится рядом, за закрепление подвижного состава. За сохранность перевозимых грузов и багажа, даже за людей, и не только за тех, кто непосредственно работает на маневрах, но и за тех, посторонних и никому больше не интересных, которые передвигаются, ходят по путям.

А чтобы составитель мог в полной мере выполнять все возложенные на него обязанности, он должен иметь целый перечень знаний, но не только знаний, как наши теоретики, но и умений. У меня начался период повторений и изучений. Впереди небольшие экзамены, как обычно, при выходе с отпуска, вот и повторим с вами вместе. Я освежу в памяти, а вы узнаете, что же умеет и знает составитель поездов.

Первое, то с чем составитель сталкивается ежесекундно, это охрана труда. Охрана труда, это святое, для составителя, человека непосредственно работающего с подвижным составом, она особенно актуальна. Свою инструкцию по ОТ я перечитал вчера, освежил в памяти.

Второе, то за что спрашивают все и всегда, это закрепление. Правила закрепления. Какими тормозными башмаками где и как пользоваться. Где можно, а самое главное, где нельзя укладывать тормозные башмаки. Под какие вагоны и по чьей команде.

Третье, у сколько было комментариев, когда я написал небольшую статью про пути и стыки. Да Составитель поездов – это глаза и уши руководителя, именно составитель чаще всех бывает на всех подъездных путях, на точках и фронтах погрузки и выгрузки. А значит, именно составитель должен с первого взгляда определить, можно вообще ехать по этому пути или нет. И не только стрелочные переводы, неисправности которых составитель должен знать, как свои пять пальцев, но и общее содержание пути. Стыки, зазоры, накладки, габариты, предельные столбики и даже высоту подвески проводов над путями. Составитель поездов в своей работе должен видеть все, а чтобы видеть, что что-то не правильно, все это нужно знать.

Четвертое, подвижной состав. Раз уж составитель отвечает за его сохранность, то и знать должен, как выглядит и как он работает в исправном состоянии. Составитель знает, как работают тормоза, где и какая наносится разметка. Как определить, был ли вагон в сходе и еще массу параметров, по которым определяется. Можно ли вообще работать с этим вагоном. Например, при уборке вагонов с подъездного пути за его исправность отвечает именно составитель поездов. Выявил, не стал забирать, молодец. А если забрал, значит, сам виноват. Честных людей на подъездных путях не бывает! Они сразу все сольются и отмажутся и составитель останется крайним.

Пятое, самое нудное, составитель должен знать последние и не только последние случаи, произошедшие на всей сети железных дорог. Где кто как и что сделал не правильно и что из этого получилось. Зачем это надо? Чтобы не повторять чужие «подвиги».

Что еще должен знать составитель? Конечно, библию железной дороги – ПТЭ, и все его приложения, касающиеся работы составителя поездов. Хотя спросить могут все, и даже правила составления ТРА станции. Хотя составитель и не составляет его.

Кстати, про ТРА, его составитель должен знать очень хорошо. Составитель должен уметь на станции все, но есть работы, которые закреплены за другими работниками. А работники эти, люди хитрые. Так и норовят спихнуть свою работу на составителя. Вот, чтобы не делать чужую работу, ее нужно знать, что она чужая, не твоя.

А еще ведомости подъездных путей. И много чего еще. И это только знания, а ведь есть еще и умения, которыми тоже должен владеть составитель поездов.

Вы же знаете разницу между знаниями и умениями. Например, можно знать, как собирать рукава тормозной магистрали, а можно уметь это делать. И поверьте, это две большие разницы. И так во всех случаях.

Составитель умеет, осматривать, включать, выключать тормоза. Составитель умеет найти те неисправности стрелочного перевода, о которых теоретики только слышали и читали. Что еще? Даже то, что делать нельзя, или можно только в крайнем случае, например, как сойти на ходу с подножки вагона.

Нет, не так, как правильно сойти с подножки вагона во время движения. Сейчас этому не учат, потому что нельзя. В то же время, в случае потери связи составитель должен сойти с подножки, выйти в зону прямой видимости и подавать ручные сигналы остановки… Поэтому составитель должен уметь это делать.

Составитель должен уметь производить маневры по расстановке и перестановке вагонов. Например, на подъездных путях. Да и не только на подъездных. Есть станции, где нет маневрового диспетчера, где составитель поездов сам планирует и выполняет всю маневровую работу.

А ведь есть еще и специальные составители, горочные, которые работают на сортировочных горках, те помимо всего прочего должны еще и горку знать и как она работает.

Вот видите, у меня только на перечень всех знаний и умений составителя поездов целых три листа текста вышло. А если их все собрать, переписать и выложить, так это целая книга получится. Большая, толстая, в хорошем переплете и с картинками.

Да, согласен, мы не в полной мере изучаем те же вагоны. Все допуски и посадки в работе составителя не пригодятся, только основное. Про содержание путей тоже самое, не пойдет составитель мерять рулеткой ширину междупутья, но знать должен.

Пара полезных ссылок для составителя поездов:

Как работает сортировочная горка

Как работает стрелочный перевод

Подножка вагона, рабочее место составителя поездов

Ода автосцепке

Ваш В.В.

P.S. Не забудьте подписаться на канал. Впереди еще много интересного!

И постарайтесь не материться в комментариях.