Федеральный государственный образовательный стандарт снова обновляют. На этот раз создатели ФГОС сосредоточили свое внимание на более четких предметных результатах по всем предметам во всех классах, чем были до этого. Обсуждение ФГОС будет идти до конца месяца, общественность может принять участие и высказать свои замечания и пожелания.
Мы внимательно полистали новый проект и выписали из него все предметные требования к знаниям, которые получают дети к концу каждого года обучения. Иными словами, вот список того, чему должна научить школа, если она несет ответственность за качество образования, или родители, если они учат ребенка сами. Начнем по порядку - с первоклассников и с того, что они должны усвоить к концу первого года обучения.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Окружающий мир один из предметов, который встречает непонимание у многих родителей. Многих окружающий мир просто возмущает. Родители говорят, что в нем нет последовательности, нет концептуальности, он поверхностен и нелогичен. И непонятно, что конкретно по нему надо знать. Что ж, в новом ФГОС НОО (начального общего образования) будет довольно четко прописано, что именно должен знать ученик. Эти предметные результаты будут спрашиваться на промежуточной аттестации (то есть, при переводе во второй класс).
- Знать имена, отчества и фамилии всех членов своей семьи, а также знать профессии родителей и бабушек с дедушками.
- Знать название своего населенного пункта, его статус (село, город, столица), район, край или область, а также точный адрес школы и дома.
- Знать и приводить примеры достопримечательностей и культурных традиций своего края или области.
- Понимать и объяснять разницу между миром живой и неживой природы.
- Отличать рукотворные объекты от природных.
- Отличать фрукты от овощей и приводить примеры.
- Знать простое строение растений, уметь назвать части растения - корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.
- Понимать разницу между дикорастущими и культурными растениями, между лиственными и хвойными.
- Отличать животных по признакам и объединять по группам - птицы, рыбы, насекомые, звери.
- С помощью опорных слов уметь составить описание самых распространенных в своем регионе растений по плану: дикорастущее или культурное растение, лиственное или хвойное, вид - дерево, кустарник или трава.
- С помощью опорных слов уметь составить описание животного, выделить их существенные признаки (перья, клюв у птиц, чешуя, жабры - у рыб и т.д.)
- Уметь вести простейшие фенологические наблюдения - наблюдать за погодой, за сезонными изменениями в природе, с помощью взрослого проводить опыты и измерения.
- Уметь находить ответы на вопросы в небольших текстах о природе и обществе.
- Знать и соблюдать правила безопасного поведения: на природе, на дороге, на улице, дома, в школе, на учебном месте, в интернете.
- Знать и соблюдать правила дорожного движения, правила пешехода, безопасного передвижения на роликах, велосипеде, самокате.
Это все. Если все это ваш первоклассник может назвать без труда, значит, курс окружающего мира за учебный год им был усвоен.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Пока у родителей вызывают вопросы такие моменты как логопедические проблемы детей, из-за которых не удастся выполнить требование стандарта правильно произносить все буквы, а также раздражает правильное соединение букв и расплывчатое «первоначальное представление о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации». Но, скорее всего, на практике все будет проще - и с произношением, и с многообразием языков (знать их наверняка не надо, а только перечислить, какие есть). Вот полный «пакет» знаний и умений, которые будут «прощупывать» по русскому (оценку все равно в первом классе ставить не будут, только «усвоено»/«не усвоено»).
- Понимать прослушанный или прочитанный текст.
- Составлять небольшие тексты из нескольких предложений по сюжетным картинкам или собственным наблюдениям.
- Вычленять звуки из слова, правильно их произносить.
- Различать звуки: гласные и согласные, ударные и безударные гласные, мягкие/твердые и звонкие/глухие согласные.
- Определять ударный слог в слове.
- Делить слово на слоги: слова предъявляются для проверки самые простые - из 2-3 слогов без стечения согласных, типа «молоко», «папа», «банан». И знать правила переноса таких слов по слогам.
- Знать русский алфавит, правильно произносить названия букв в нем.
- Понимать разницу между буквами и звуками, уметь обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком в конце слова, а твердость согласных звуков обозначать на письме буквами А, О, У, Ы, Э.
- Письменные буквы и их соединения должны быть разборчивыми, без искажений.
- Знать правила написания прописных букв (в именах, кличках, названиях и пр.) и писать их без искажений.
- Уметь находить в тексте описки и орфографические ошибки на изученные правила и исправлять их.
- Находить в тексте слова, значение которых еще неизвестно, и уметь искать значение в словарях.
- Различать слово и предложение, выделять слова из предложений и уметь составлять предложения из набора данных форм слов.
- Правильно оформлять на письме предложения: начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце ставится необходимый знак препинания.
- При чтении вслух выбирать правильную интонацию, делать паузы в соответствии со знаками препинания в середине и в конце предложения.
- Правильно списывать слова и предложения объемом не более 20 слов, писать под диктовку слова и предложения, которые состоят из 3-5 слов, тексты объемом до 20 слов, правописание которых не расходится с произношением.
Это основы знаний по русскому языку, которые получают первоклассники по стандарту.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Техника чтения всегда была в начальной школе, но сегодня ее нормативы вызывают жаркие споры среди родителей, чьи дети дислексики или испытывают затруднения в чтении по каким-то другим причинам, они выступают за то, чтобы снизить нормативы. Другие родители, наоборот, считают нормативы заниженными и рекомендуют стандарту повысить требования к скорости чтения учеников, сравнивая их с советскими показателями. Давайте посмотрим, как должны читать нынешние первоклассники.
- Темп чтения вслух - не менее 20 слов в минуту (не оценивается). Чтение должно быть плавным, послоговым, с переходом на чтение полными словами, без пропусков и перестановок букв и слогов.
- Чтение должно быть осознанным, с соблюдением орфоэпических и интонационных норм.
- Понимать содержание прочитанного или услышанного текста и отвечать на вопросы по содержанию, подтверждать ответ примерами из текста.
- Различать некоторые жанры малого фольклора - потешки, загадки, считалки. А также жанры художественной литературы - рассказы и стихотворения.
- Отличать народные сказки от литературных.
- Определять последовательность событий в произведении.
- Давать характеристику и оценку (положительную или отрицательную) поступкам героев.
- Отличать прозаическую речь от стихотворной.
- Осознанно применять изученные литературные понятия для беседы о произведении.
- Формулировать свое впечатление от произведения (не менее двух предложений).
- Задавать вопросы по содержанию произведения.
- Пересказывать основное содержание произведения, соблюдая последовательность изложения событий (с помощью опорных слов, картинок, схем, вопросов, предложенного плана).
- Сочинять небольшие тексты по предложенному началу.
- Ориентироваться в книге по ее визуальным компонентам: обложке, оглавлению, иллюстрациям.
- Объяснять незнакомые слова, прибегая к помощи словаря.
МАТЕМАТИКА
Одна из действительно серьезных претензий к математике в начальной школе со стороны родителей заключается в том, что предмет совершенно не учитывает основ информатики, что для современного мира кажется противоестественным. Посмотрим, как на это будут реагировать составители ФГОС при окончательном варианте стандарта, но, скорее всего, азы информатики в новый ФГОС так и не войдут. А вот что входит, или какими компетенциями должны обладать первоклассники по обновляемому стандарту:
- Оперировать с числами от 0 до 20: читать, записывать, сравнивать, упорядочивать, пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта.
- Уметь считать двойками и пятерками.
- Осуществлять разбиение четного числа в пределах 20 пополам.
- Называть числа, большие или меньшие данного числа на заданное число.
- Выполнять разностное сравнение чисел.
- Выполнять сложение: называть компоненты этого арифметического действия (первое слагаемое, второе слагаемое, сумма), понимать и применять переместительное свойство сложения, понимать взаимосвязь компонентов сложения. Находить неизвестный компонент сложения.
- Выполнять вычитание: называть компоненты этого арифметического действия (уменьшаемое, вычитаемое, разность), понимать взаимосвязь компонентов.
- Решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание, уметь ставить вопросы к задаче, выделять условия, устанавливать зависимости между данными и искомыми значениями, уметь применять схемы при решении, уметь оформлять решение задач согласно правилам оформления.
- Оперировать с понятием «длина»: сравнивать объекты по длине, знать и использовать единицы длины - сантиметр, дециметр. Соотносить сантиметры и дециметры между собой. Измерять длины реальных объектов с помощью линейки или некоторой мерки.
- Знать следующие плоские геометрические фигуры: точку, прямую, отрезок, треугольник, прямоугольник (квадрат), круг. И объемные - куб и шар. Уметь нарисовать от руки на нелинованной бумаге или поверхности, но с помощью инструментов: треугольник, прямоугольник, многоугольник, круг. Квадрат уметь чертить на бумаге в клетку. Уметь чертить отрезки заданной длины. Уметь копировать изображения из точек и отрезков.
- Различать право и лево с точки зрения другого человека.
- Понимать и объяснять соотношения между объектами: слева/справа, дальше/ближе, между, перед/за, над/под.
- Распознавать истинные и ложные логические высказывания (речь об элементарных примерах)
- Уметь классифицировать объекты по заданному признаку.
- Находить закономерности в ряду объектов.
- Уметь работать с таблицами: называть строки и столбцы, вносить данные в ячейки таблицы, извлекать данные для необходимых арифметических и логических операций.
- Дополнять рисунки и схемы числовыми данными.
- Следовать простейшим алгоритмам при вычислениях, измерениях, построениях.
Вот и вся математика для первого класса.
О предметных требованиях к первоклассникам по музыке, ИЗО, технологии и физкультуре читайте в следующем посте.
Не забудьте подписаться на наш канал, чтобы не пропустить интересные материалы об обучении детей в школе и дома.
ФГОС читала Оля Иванова