Сегодня снова у меня рубрика "Будни коллекционера". А так как в этом блоге я пишу только о том, как мода отражается в художественной литературе, то в центре внимания окажутся не столько платья, сколько их интерпретация. Но именно это и есть самое вкусное.
Итак, в Книжном клубе "ДЕПО", что на территории Ленинградского вокзала, теперь есть маленькая витрина "Моды в книгах". Там будут не просто экспонироваться старинные платья, но экспонироваться в книжном контексте. Пять первых экземпляров уже там!
Но вот вопрос, как бы поэффектней эти платья атрибутировать? Каким героиням их раздать?
Чем проще платье, тем больше у него шансов совпасть по описанию с нарядом какой-нибудь Дейзи, Розмари, Николь (это только героини романов Фицджеральда, а есть еще масса примеров). Правда, из года в год фасоны модных платьев 1920-х гг менялись. Справа вы видите темно-зеленое платье примерно 1922-1923 года. А слева - два светлых платья середины декады. В 1922-1923 гг юбки были длиннее, чем в 1925 году, это раз. И два - к середине десятилетия общий вид стал лаконичнее.
Действие романа "Великий Гэтсби" разворачивается как раз в 1922 году. Так что правое платье вполне можно соотнести с нарядами его героинь. А вот два левых - нельзя. Несмотря на то, что в одной из сцен Дейзи и Джордан лежат на тахте как раз в лёгких светлых платьях.
Вот это платье вообще было куплено специально, чтоб одеть героиню "Возвращения в Брайдсхед" Селию Райдер. У нее - как пишет автор - был "гигиенический тип красоты" (в другом переводе, у нее была просто "здоровая красота"), а манера одеваться у нее была броская и элегантная, из-за чего в Европе ее принимали за американку.
Это платье достаточно простое, чтоб ассоциироваться со здоровой красотой. Но декор придает элегантности. Вообще, вертикальные линии фигуру вытягивают и стройнят - и в данном случае декор добавляет модной в 1920-е утонченности. В прямом смысле слова.
Но и на клетчатое платье достаточно претенденток. И Николь, и Розмари из романа "Ночь нежна" могли быть так одеты, хотя в тексте романа нет подробного описания. Но есть сцена второй встречи Марты и Франца в романе Набокова "Король, дама, валет". Франц разбил очки и, почти невидящий, воспринимает Марту как часть некоего сияния, пока они сидят у нее в саду в ожидании дяди. Роман был написан в 1928 году, а по хронологии мужских мод, события его относятся к середине 1920-х годов.
Вот такие истории - из куска ткани и любимой книжки.
Подписывайтесь на канал "Мода в книгах", я пишу о моде в литературе.