Найти тему
Наука, техника и люди.

Творцы машин. Как доктор богословия установил причину того, почему магнитные компасы не работали на железных кораблях.

Череда крушений очень больших металлических морских судов и связанных с этим трагических событий заставили английское правительство привлечь к решению проблемы крупнейших ученых того времени.

И очередной съезд научного общества был посвящен как раз проблеме неправильной работы магнитных компасов на железных кораблях. Самый содержательный доклад, вскрывший проблему, представил Уильям Скорсби, доктор богословия, на тот момент министр англиканской церкви. Но Скорсби был к тому же известным и успешным естествоиспытателем и морским путешественником.

Автор: неизвестен - http://www.probertencyclopaedia.com/browse/CXWC.HTM, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=11397461
Автор: неизвестен - http://www.probertencyclopaedia.com/browse/CXWC.HTM, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=11397461

Доктор Скорсби утверждал, что причина ложных показаний магнитных компасов, которые прекрасно работали на деревянных судах, но не работали на железных - магнетизм самих кораблей из стали.

Судовые корпуса намагничивались еще на судостроительных верфях, во время склепывания железных листов, тяжелыми молотами.

Источник: m.fishki.net
Источник: m.fishki.net

В доказательство Скорсби проделал опыт, даже вошедший в учебники физики. Положив на стол, в направлении меридиана, ненамагниченный железный стержень ученый несколько раз сильно ударил по нему молотком, и этого было достаточно, чтобы стержень намагнитился.

Положил не по меридиану, постукал, и стержень размагнитился.

В своем докладе Уильям Скорсби говорил буквально следующее:

"Подобно ударам молота действуют удары волн. Точно также влияют и различные сотрясения корпуса при работе паровых машин, колебания гребного винта, удары лопастей пароходных колес. При этом магнитное состояние корабля не остается постоянным. Оно все время меняется и железо то намагничивается, то размагничивается. Значит изменяет показания компаса."

Скорсби предложил искать другие механизмы и способы для отыскания основных точек горизонта. Он не знал, что за два года до его доклада, на сессии Французской Академии наук

Автор: Stéphane Magnenat - Own work by uploader, subject public domain, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=4302903
Автор: Stéphane Magnenat - Own work by uploader, subject public domain, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=4302903

Леон Фуко докладывал:

"Гироскоп обладает такими свойствами, которые делают возможным применить его вместо магнитных компасов. Для этого нужно только добиться непрерывного и быстрого вращения волчка и, быть может, внести некоторые изменения в конструкцию аппарата."

Тут конечно и кроется выход из того тупика, который сложился в середине 19 века, но до окончательного решения проблемы было еще не близко.

<< Предыдущая статья из серии "Творцы машин" - "Как магнитные компасы привели к крушению первых больших кораблей из железа".

Про гироскоп статьи здесь ( Что такое гироскоп) и также здесь (Гироскоп Фуко).

Подписывайтесь, не забывайте про лайки. Делитесь в соцсетях. Спасибо.