Ранее iReactor рассказал о необычном воздушном бое, в ходе которого легендарный советский вертолёт Ми-24 сбил израильский лёгкий истребитель «Кфир». Сегодня мы вспомним о малоизвестных дуэлях «Крокодилов» со штурмовыми самолётами, в том числе с не менее знаменитым «летающим танком» Су-25.
В 1980 году в Никарагуа начала действовать проамериканская подпольная вооружённая группировка «Контрас». В неё вошли как сторонники ранее свергнутого диктатора Сомосы, так и обычные наёмники, преступники и романтики-революционеры. Уже в 1981 году разгорелся полноценный вооружённый конфликт. Правительство Никарагуа подержали СССР и Куба, на стороне «Контрас» выступили Аргентина, Гватемала, Гондурас и США.
Штаты активно «сливали» своим союзникам оружие со своих баз хранения. Чаще всего это были давно устаревшие модели, которые лишь чудом не были списаны в утиль. Например, ВВС Гондураса достался истребитель F-86 Sabre, принятый на вооружение аж в 1949 году и вооружённый устаревшими модификациями ракет «Сайдвиндер».
Пилот Sabre патрулировал границу, когда получил сообщение от командования, что неподалёку никарагуанский Ми-25 (Экспортный Ми-24Д, поставленный из Болгарии) гоняет оружейный караван «Контрас». Было решено сбить противника, если тот подойдёт слишком близко к границе.
Истребитель, пользуясь преимуществом в скорости и высоте, понадеялся сэкономить ракет и сбить «Крокодила» из пулемётов. Пилот направил машину в атаку, но вертолётчикам удалось легко увернуться от очереди. Как позже выяснится, несколько 12,7 пуль прошьют транспортный отсек, но не причинят особого вреда.
Затем гондурасский лётчик совершил вторую ошибку – он начал закладывать вираж для второго захода и сбросил скорость. Этим сразу же воспользовались пилоты Ми-24, которые выпустили вслед ПТУР «Фаланга». Уйди Sabre по прямой после неудачной атаки, он, скорее всего, уцелел бы. Но так «Фаланга» угодила ровно в середину фюзеляжа, что не оставило самолёту шансов.
В другом случае никарагуанский Ми-24 схлестнулся сразу с двумя гондурасскими штурмовиками американского производства A-37 Dragonfly. «Крокодил» возвращался с налёта на лагерь «Контрас», когда его начали преследовать два Dragonfly. На вертолёте из вооружения оставался только запас боеприпасов к штатному крупнокалиберному пулемёту. Из него-то пилоты и сбили первый штурмовик, когда тот попытался атаковать в лоб. Однако второй самолёт выпустил в борт Ми-24 весь запас НАРов. От такого удара у советского «летающего танка» защиы не было.
В 1992 году разгорелся конфликт в Абхазии. Грузинские войска предприняли попытку силового решения спора с местным населением, которое выступало за широкую автономию своей страны в составе Грузии. Однако в Тбилиси вместо переговоров решили продемонстрировать силу, что в итоге и вовсе привело к отделению Абхазии.
Война в регионе шла беспорядочно, что в итоге привело к нескольким пограничным конфликтам между российскими и грузинскими войсками. Несколько раз происходили даже воздушные бои. В настоящий момент не известно из-за чего осенью 1992 года к северу от посёлка Омаришара в небе сцепились российский Ми-24 и грузинский Су-25. Первым дал залп двумя НАРами штурмовик, но промазал. «Крокодил» в ответ выстрелил из ПТУР «Штурм».
В ходе войны в Афганистане советские «Грачи» прилетали на базу даже после получения самых тяжёлых повреждений Возможно, так случилось бы и в этот раз. Но ПТУР был пущен снизу вверх и угодил в подвешенную под крылом бомбу ФАБ-500. Произошла детонация и самолёт буквально разорвало на части.
Это был единственный случай, когда в бою сошлись два «летающих танка». Однако итог вполне закономерный. Су-25 в принципе не предназначен для ведения воздушного боя. Из специализированного вооружения у «Грача» есть только две точки крепления для ракет «воздух-воздух». Ми-24 может взять четыре таких ракеты, а также, как показала практика, успешно использовать для поражения летящих целей противотанковые комплексы.