Найти тему
Музыка и Жизнь

1965 год. Лучшие песни века по версии Топ-500

Продолжаем изучать под микроскопом музыкальный мир 1965 года, изучение которого я начал в предыдущих выпусках (Выпуск 1 и Выпуск 2). Дело в том. что год был чрезвычайно урожайным для мировой популярной музыки и делегировал в Топ-500 журнала Rolling Stone целых 32 композиции (в британский аналог Топ-500 журнала New Musical Express вошли 11 композиций, но там и принципы формирования несколько другие)

Итак, в прошлом выпуске я отметил широкое присутствие песен Боба Дилана в Топ-500 в 1965 году - это и не удивительно, Боб выпустил в этом году два своих альбома, которые считаются классическими и шесть песен с этих альбомов попали в Топ-500.

Так что сегодня первым номером пойдёт композиция Desolation Row - один из первых психоделических опусов в популярной музыке. Длительность композиции 11 минут, текст полон сюрреалистических аллюзий. Несмотря на большой формат песня попала-таки в Топ-500 на 187 место. Интересно, что существует две версии этой композиции - акустическая (на альбоме) и электрическая. Дилан уже в то время начал примериваться к рок-формату, что через год вылилось в выступление с аккомпанементом рок-группы, которая позже стала группой The Band. Но здесь он пока выступает, как одиночка.

На 157 месте одна из самых любимых моих песен - песня Пола Саймона и Арта Гарфанкла под названием The Sounds of Silence - вечный хит дуэта. История появления этого хита довольно захватывающая. Саймон начал писать песню под впечатлением от убийства Джона Кеннеди и она была готова в начале 1964 года, тогда же Саймон со своим напарником Гарфанклом её записали в акустической версии и поместили на свой альбом. Альбом успеха не имел и дуэт распался. Но продюсер через полтора года наложил на акустическую версию электрогитару сессионного гитариста Аль Горгони и выпустил сингл даже не поставив в известность авторов. В общем то, что их песня потеснила в чартах Битлз ребята узнали по радио - и это послужило причиной воссоединения дуэта на долгие последующие годы, которые вывели их в лидеры популярной музыки. Вот такие перепитии случились с этой, без сомнения, выдающейся песней - от полного забвения до всемирной славы. Вот такой вклад в музыку порой делает хороший продюсер. Но мы послушаем аутентичную акустическую версию, хотя рок-версия мне гораздо больше нравится, но я не нашёл ни одного видео с ней. А рок-версию вы можете послушать по ссылке.

Удивительно, но в британском топе Sound of Silence нет, хотя есть другие композиции дуэта.

На 153 месте Топ-500 RS песня, которая является полной противоположностью предыдущим двум, да и вообще она опередила своё время и показала пути развития рок-музыки на много лет вперёд. Это Foxey Lady Джими Хендрикса и когда я впервые узнал год выхода этой композиции, то был поражён. Фактически она ровесница альбома Битлз Help!, но насколько она звучит в совершенно ином для тогдашнего рока звуке, манере, подаче. Джими прямо таки распахнул ворота для хард-рока ещё в начале 1965 года и революционно показал как можно играть на электрогитаре. Собственно говоря песня исполнена не одним только Джими, но его ударным мощным трио The Jimi Hendrix Experience и об этом нельзя не упомянуть.

P.S. А вот тут необходимо сделать поправку. Благодаря бдительности читателя Евгения Зайцева, который поправил меня в комментарии, обнаружилось, что в Топ-500 вкралась ошибка, которую я по своей невнимательности пропустил. Foxey (Foxy) Lady никак не могла быть выпущена в 1965 году, поскольку сингл с ней впервые вышел в ноябре 1967 года, а трио появилось только летом 1966 года. Так что прошу прощения за то, что ввёл читателей в заблуждение, но выкидывать Джими из статьи не буду, пусть красуется

А вот британское издание и эту песню не признало достойной Топ-500. что очень и очень странно. Но поехали дальше.

Дальше у нас подряд идут два пионера соула, которых я очень люблю. Сразу оговорюсь - под соулом я понимаю не сопливые интерпретации Уитни Хьюстон или Марайя Кэрри, а ту самую энергичную ветку джаза, которая с начала шестидесятых стала выходить на широкие подмостки с тем, чтобы стать частью популярной музыки. Среди первопроходцев стиля была бывшая джазовая пианистка Арета Франклин и вот эти два исполнителя. Первый из них - Уилсон Пиккетт с композицией In the Midnight Hour, которая в Топ-500 заняла 135 место

На 111 месте классик соула, рано ушедший, к сожалению (авиакатастрофа), Отис Реддинг с песней I’ve Been Loving You Too Long, которая в 1965 году особой славы не снискала, но стала популярным соул-стандартом много позже. Её пели не только соул-исполнители, но и The Rolling Stones, и молодая Тина Тёрнер на знаменитом хиппи-концерте в Альтамонте, и многие многие другие. Это по-хорошему даже не соул, а сплав блюза с соулом, интересная штука

Этих двух соул-мастеров в британском списке тоже нет, зато на таком же 111 месте там значится малоизвестная теперь соул-певица Фонтелла Басс из сердца американского юга - из Сент-Луиса, с песней Rescue Me. В общем-то это единственная известная песня Фонтеллы и раз британцы предпочли её Отису Реддингу и Уилсону Пиккетту, то надо бы её послушать тоже - довольно заводная песня

Ну и наконец закрою я вторую сотню Топ-500 журнала Rolling Stone опять Бобом Диланом с его известным хитом Mr. Tambourine Man. Самое интересное, что кавер-версия песни, сделанная в этом же 1965 году группой The Byrds тоже попала в Топ-500, но повыше - на 79 место. Вот так вот бывает, и часто, что кавер превосходит оригинал. Но чтобы они оба попали в Топ-500 песен, оказавших влияние на мировую популярную музыку - это случай, конечно, исключительный. Но версия The Byrds будет в другом выпуске, а пока Боб Дилан

На этом пока закончу, в следующем выпуске мы вспомним песни 1965 года из первой сотни Топ-500, а их там много - и Битлз, и Роллинг Стоунз и даже The Who, а так же первый и второй номера Топ-500, которые оба были записаны в 1965 году

До встречи!

Все остальные обзоры по года, начиная с новейших времён, вы можете прочитать в статьях по ссылкам:

Вводный критический обзор

  • Шестидесятые - 1965 (1), 1965 (2)
  • 1966 (1), 1966 (2), 1966 (3), 1966 (4), 1966 (5)
  • 1967 (1), 1967 (2), 1967 (3), 1967 (4), 1967 (5)
  • 1968 (1), 1968 (2), 1968 (3), 1968 (4)
  • 1969 (1), 1969 (2), 1969 (3), 1969 (4)
  • Семидесятые - выпуск 1 (1979), выпуск 2 (1979), выпуск 3 (1978), выпуск 4 (1977), выпуск 5 (1977), выпуск 6 (1976), выпуск 7 (1975), выпуск 8 (1975), выпуск 9 (1974), выпуск 10 (1973), выпуск 11 (1973), выпуск 12 (1972), выпуск 13 (1972), выпуск 14 (1972), выпуск 15 (1971), выпуск 16 (1971), выпуск 17 (1971), выпуск 18 (1970), выпуск 19 (1970), выпуск 20 (1970)
  • Восьмидесятые - выпуск 1 (1989), выпуск 2 (1989), выпуск 3 (1987-1988), выпуск 4 (1987), выпуск 5 (1985-1986), выпуск 6 (1984), выпуск 7 (1983), выпуск 8 (1982), выпуск 9 (1980-1981)
  • Девяностые - выпуск 1 (1995-99), выпуск 2 (1994), выпуск 3 (1992-93), выпуск 4 (1990-91)
  • Двухтысячные - выпуск 1 (2006-2009), выпуск 2 (2004), выпуск 3 (2003), выпуск 4 (2002), выпуск 5 (2000-2001)