Рецензия на сериал "ОА". (2 сезона)
Пожалуй, самый главный тренд сегодняшнего потребительского общества в искусстве - рациональность, любая коллизия должна быть обоснована, понятна и разжевана самой ленивой домохозяйке, у которой проигрыватель работает фоном для домашних дел. Конечно, для этого существуют проекты заведомого плохого качества, так называемые "жвачки", но постепенно упрощенные структуры перекочевали абсолютно во все. Но и зритель в конец обнаглел, если замысел создателей сериала, или фильма легко читается и усваивается - он вопит о том, что ему скучно, если обыватель не понял, то определенно виноваты все вокруг, что не выгодно ему преподнесли зрелище.
Рассуждение на тему гневных отзывов на "ОА", о потраченном времени и неуклюжести сценария противоречит главным образом самому термину "авторское искусство". Сериал тем и хорош, это штучный товар, можно назвать полсотни аналогов, но они не передадут сути ни на грамм. Непохожесть проекта подкупает, а эффект "ОА" отсылает нас в тот культовый диалог из "Матрицы", либо ты берешь одну таблетку и тихо проводишь очередной унылый вечер, либо другую, с инициалами сериала, и через несколько часов становишься просветленным. Ну ладно, не в глобальном смысле, но капельку счастливее точно.
Творческий тандем Зала Батманглиджа и Брит Марлинг структурно создал квинтэссенцию дамской беллетристики, канонической "кинговской" фантастики, и провинциальной независимой драмы в формате единого около 8-часового повествования. Уникальность "ОА" в том, что она не слишком хорошо заходит частями, смотреть стоит обязательно целиком, ибо потом и настрой не тот и создатели видимо целенаправленно подстроились под Netflix, сделав зрелище неразрывным. Не разделяя эпизоды в классическом стиле, закидывая клиффхэнгеры, постоянные смены линий, конфликты, и интрижки. Точнее они есть, конечно, но более четко смыкают воздействующие на внимание клещи к финалу, тот в свою очередь обособленно выделен и подан.
Опыт Зала Батманглиджа в триллере "Сосны", он же "Уэйуорд пайнс", позволил ему обкатать схему подачи сюжета и сдать улучшенную версию в "ОА". Та же ставка на атмосферу творения, тот же драматичный герой, теневой антагонист, тот же финал. Брит Марлинг наполняет эту схему смыслом, видно, что она определяет зрелище, ее манера уводить внимание от деталей сценария на себя сыграла финальную метаморфозу, когда зритель решил что его обманули, не показав адекватной развязки, отвечающей на все вопросы. Но на самом деле историю можно куда качественнее прочувствовать, наблюдая за Брит Марлинг. Это ее видение, ее история, ее ощущения, красота плот твиста концовки добавляет эстетики, суть постоянно ускользает от скептиков, заигрывая со зрителями, видящими в посыле проекта как лихо зашифрованный ребус, так и пытающимися прощупать всю глубину авторского мироощущения.
Второй сезон дошел до зрителей более чем через два года. Он смиловался над страждущими и грамотно в начале расставил акценты, немного отойдя от своей главной фишки. Так называемая двойственность, ощущение неопределенности, она же главная интрига, как может провернуться сюжет. До последнего казалось, что всю мистическую часть можно списать на галлюцинации и оставить проект в подвешенном состоянии открытого финала, но вторым сезоном создатели обеими ногами ступили на поле фантастики, причем не такой легковесной, которая оттенком маячила для пущего драматизма, а претендующей на внимание самых закоренелых фанатов, видевших казалось все.
Прямое продолжение «ОА», абсолютно точно не расстроит зрителя, который влюбился в сериал и ждал очередного ошеломления. Пусть сценарий стал утяжеленным в плане головоломок, деталей, выносящих мозг и загадок без ответов, да и по сложившейся традиции в концовке внятных ответов не будет. Выглядит второй сезон большим приветом в сторону некогда мега популярного сериала «Грань», который закончился в 2013-м году, есть схожие тенденции, но «ОА» был бы не «ОА», если бы в концовке не запутал все и всех и не заставил в очередной раз усомниться в том, что увидел. Финальный плот твист смело можно назвать оригинальным, особенно учитывая бэкграунд, ход то и дело мелькал то там, то тут, но исполнение точно тронет зрителя, залпом вкусившего зрелище.
Единственная причина почему «ОА», имеющий нетривиальный сюжет, полный острых поворотов, упакованных в меланхолическое повествование, соблазнительную идею и блистательную Брит Марлинг, которую второй сезон раскрыл еще более мощно и тонко как актрису, не стал мега хитом наравне с теми же «Странными делами» - это его характер. Он ни при каких условиях не желает становиться «попсовым» в хорошем смысле этого слова. При желании все криво уложенные в канву детали, как торчащие нитки из причудливого полотна, можно было бы либо отсечь, либо аккуратнее пристроить, увеличив хронометраж. Но тогда это была бы уже другая история. Не такая яркая и индивидуальная, скорее всего более понятная и объективно скучная.
Сложно предсказать реакцию того или иного индивида на проект, просто попытайтесь в процессе просмотра верить в то, что зрелище сможет вас удивить, и оно будет это делать. Вера – единственный, правильный и светлый лейтмотив проекта, тайный кладезь метафор и отсылок приоткроется только тем, кто доверит создателям толику своего внимания без остатка, для остальных содержание останется ворохом нескладных, обрывочных мыслей.