Дифференциал автомобиля делает возможным вращение ведущих колёс с разной скоростью при движении по криволинейной траектории, когда одно из них (имеющее больший радиус траектории) проходит большее расстояние, чем второе, расположенное на той же оси. Если трансмиссию не оснастить узлом, который бы позволил это обеспечить, то управление машиной стало бы проблематичным:
- Колесо, движущееся по малому радиусу, начало бы проскальзывать относительно дорожного покрытия.
- Со стороны колеса, движущегося по большему радиусу, появились бы силы, стремящиеся опрокинуть авто.
Повышенное сопротивление качению «внутреннего» колеса, если его механическая связь с трансмиссией будет излишне жёсткой, вызвало бы вдобавок перегрузку приводных валов, деталей коробки передач и муфты сцепления.
Рисунок наглядно демонстрирует схематическое устройство дифференциала, конструктивно объединённого с шестернями главной передачи 1 и 2:
На водиле 3 (или в коробке дифференциала) закреплены сателлиты 4, которые находятся в зацеплении с шестернями 5, соединёнными шлицами с полуосями, и могут свободно вращаться.
Во время движения по прямой колёса автомобиля вращаются с одинаковыми скоростями. В этом случае сателлиты, находясь в зацеплении с шестернями полуосей, вращают их, причём оставаясь неподвижными относительно своих осей. То есть крутящий момент раздаётся одинаково на обе полуоси.
При прохождении поворота приводные валы, вращающиеся с разными скоростями, «закручивают» и сателлиты, которые вхолостую «обкатываются» относительно той шестерни, чья полуось вращается более медленно. Если одно из колёс под влиянием противодействующих сил остановится, то весь крутящий момент «достанется» второму. Полуосевая шестерня более «медленного» или неподвижного колеса служит своего рода точкой опоры – зубцы сателлитов как бы отталкиваются от неё и воздействуют на зубья шестерни «свободной» полуоси.
Дифференциал, распределяющий таким образом крутящий момент, делает авто в некотором роде беспомощным в плане проходимости. Если одно из колёс увязнет в грязи или снегу, то второе начинает пробуксовывать. Поэтому для машин, предназначенных для бездорожья, предусматривается возможность блокировки дифференциала при движении по прямой траектории.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Каждый день мы публикуем новые интересные статьи.