Найти тему
Века древних

Саладин и Ричард Львиное Сердце - чья популярность в войсках была выше?

Обе личности были очень спорными в свое время.

Саладин был курдом, а значит, чужаком для своих подданных. Плюс к этому, он был узурпатором, получившим власть не по наследству, а путем государственного переворота в Египте и Дамаске, за которым последовали десятилетия борьбы со своими собратьями-мусульманами. Действительно, Саладин тратил гораздо больше времени и ресурсов на борьбу (и убийство) с другими мусульманами, чем на христиан.

-2
Привет! Меня зовут Артур, я увлекаюсь историей и веду свой Телеграм-канал "Века Древних", где публикую фотографии древних артефактов и исторических мест. Мне интересно исследовать прошлое, делиться уникальными находками и рассказывать о культурных и археологических сокровищах со всего мира.

Ричард Плантагенет, с другой стороны, был заклеймен Церковью как чрезмерно гордый и жадный человек. Современные клерикальные летописцы рассматривали его смерть как «божественную справедливость» за его грехи, и сравнивали его правление с правлением его отца. Сравнение было не пользу Ричарда.

Английского короля не любил немецкий император и ненавидел французский король. С другой стороны, не может быть никаких сомнений в том, что его обожали не только его упрямая, практичная и очень политизированная мать, и, несмотря на все усилия принца Иоанна и короля Франции, большая часть вассалов и подданных остались ему верны.

Ричарда обожали его войска, не только его дворяне, но и его рыцари, сержанты и лучники - и по уважительной причине (как я объясню ниже). Саладин, с другой стороны, почитался его советниками и придворными, в меньшей степени - его эмирами, но нет никаких доказательств того, что его любили войска.

Ричард заработал свою популярность двумя характеристиками. Во-первых, он очень тщательно следил за своими войсками - едой, медицинским обслуживанием, жильем. Его операции характеризуются тщательным планированием, которое учитывает материально-техническое обеспечение и обеспечивает его войскам наилучшую возможную поддержку. Во-вторых, он рисковал - иногда даже больше - чем его люди, никогда не прося их делать то, чего не хотел делать сам. Это в равной степени относилось как к строительству укреплений (Ричард обнажился по пояс и передавал камни для восстановления обороны Аскалона вместе со своими войсками), так и к дерзкому нападению. Саладин тоже был осторожным и заботливым командиром, но он не разделял тяготы и трудности своих воинов, как Ричард. Самое главное, он не сражался в первых рядах.

-3

Позвольте мне привести пример второго этапа битвы за Яффу:

Утром 5 августа 1192 года, когда наступил рассвет, «некие генуэзцы» вышли в деревню (предположительно по зову природы) и были удивлены, услышав «шум путешественников и грохот лошадей». [1] Спеша обратно во франкский лагерь, они подали сигнал тревоги.
Однако противник был так близко, что никто не успел должным образом вооружиться или даже одеться. «В результате сам король и многие другие в растерянности и и не теряя времени, ринулись в бой, некоторые даже без трусов». [2] Однако они взяли свои щиты и копья и установили стену стену их щитов. опустившись на одно колено, держа щит вертикально на левой руке, а копье правой рукой уперли в землю и выставили против врага. Арбалетчиков заняли позиции между рыцарями.

Арабский летописец Баха аль-Дин был ученым, который в 1188 году был назначен судьей в армии султана после личной встречи с Салах-ад-Дином. Баха ад-Дин лично присутствовал при захвате Яффы во время успешного нападения Ричарда I 1 августа. Хотя он и не участвовал в описанном сражении 5 августа, он был осведомлен из первых рук от многих присутствующих, и описывает начало стычки следующим образом:

[Султан и его войска] пересекли открытую местность и к утру подошли к палаткам противника. Он обнаружил, что франков было немного, около десяти. Султан был полон нетерпеливого ожидания, и его люди атаковали их противника, но враг твердо стоял и не двигался с позиций. Как псы войны, рычали они, готовые сражаться до смерти. Наши войска были напуганы ими, ошеломлены их стойкостью ...число их кавалерии оценивалось не более семнадцати и не менее девяти, а их численность была менее 1000 человек. Некоторые говорили, что 300, а другие больше, чем это. [3]

Согласно Итинерариуму (латинское описание Третьего крестового похода, весьма благоволящее к Ричарду), турецкие конные лучники предприняли несколько атак, но лошади отказались скакать на копья, развернулись и убежали в последний момент. Тем временем арбалетчики беспощадно выкашивали людей и лошадей. Однако из-за большого количества врагов атаки продолжались, и воздух был заполнен кружащейся пылью.

В конце концов кто-то собрал около дюжины лошадей. Это были не боевые кони, подготовленные к битве, а отбросы, оставленные позади, когда сарацины разграбили Яффу, взяв с собой лучших лошадей. Тем не менее, король Ричард выбрал лучших из них, взял графа Лестера и других его рыцарей. Численностью не более 17 всадников (как свидетельствует Баха ад-Дин) они ворвались в значительно большее число сарацинов.

The Itinerarium сообщает, что граф Лестер был сброшен с лошади, но король Ричард пригнал ему лошадь турков и защищал его, пока граф снова не оказался в седле. Вскоре после этого еще один из рыцарей Ричарда был выбит из седла, но король Ричард пришел на помощь. Маленькая группа франкских рыцарей убивала врагов и удерживала своих, но была закрыта для вражеских лучников на стене массой сарацин, окружавших их, и возрастающей пылью.

-4

Опасаясь, что король потерян, некоторые арбалетчики и гарнизон потеряли самообладание. Они разбили ряды и бросились к галерам, все еще построенным на пляже под стенами города. Понимая это, некоторые из людей Саладина ворвались в город (это упоминается только в Итинерариуме, а не в воспоминаниях Баха-эд-Дина), но Ричард и его рыцари вернулись из набега и сначала очистили улицы Яффы от сарацин, а затем «сплотил» тех из своих рыцарей, кто убежал к берегу.

Между тем, моральное состояние сарацин рушилось перед лицом ожесточенного сопротивления, оказанного франками в целом и Ричардом Львиное Сердце в частности. Баха ад-Дин описывает ситуацию следующим образом:

Султан был очень раздражен этим и лично ходил в войска, призывая их атаковать и обещая им хорошую награду, если они захотят . Никто не ответил на его призыв, кроме его сына аль-Захира, потому что он приготовился к атаке, но султан остановил его. Я слышал, что аль-Джана, брат аль-Маштуба, сказал султану: «У тебя есть мамлюки, которые избивали людей в день падения Яффы и забирали у них добычу, скажи им, чтобы они атаковали». [4]

Баха ад-Дин сообщает о еще более замечательном повороте событий:

Мне сообщили, что в тот день король Англии взял свое копье и поскакал из дальнего правого крыла в крайнее левое, и никто не бросил ему вызов. Султан был взбешен, отвернулся от боя и отправился в Язур в сильном оцепенении. [5]

И это в двух словах - разница в стиле руководства между султаном Салах-ад-Дином и королем Ричардом Львиное Сердце: султан призывал других рисковать своей жизнью и предлагал награды, а Ричард сам сражался с целой армией. Нетрудно догадаться, чей стиль был более популярен в войсках.

-5

Армия султана отступила вслед за ним в Латрум, а вскоре после этого главная франкская армия прибыла, чтобы освободить город. Франки сохранили контроль над Яффой и смогли укрепить ее. Однако, что более важно, как показывают вышеприведенные отрывки, мораль армии Саладина была сломлена. Именно это открыло, наконец, возможность для переговоров. В течение месяца после битвы при Яффе было подписано трехлетнее перемирие.

--------------------------------

Источники:

[1] Ehrenkreutz, Andrew S.. Saladin. State University of New York Press, 1972.

[2] Itinerarium Peregrinorum et Gesta Regis Ricardi, Book 6, Chapter 21. The Itinerarium is a contemporary chronicle of the Third Crusade, much of it based on eyewitness sources, but heavily biased in favor of King Richard I of England.

[3] Baha al-Din ibn Shaddad, The Rare and Excellent History of Saladin, (Ashgate, Crusade Texts in Translation) p. 225.

[4]Там же

[5] Там же

Если вам было интересно, подписывайтесь на мой канал @agesofancients.
Там я делюсь фотографиями древних артефактов и исторических мест, сопровождая их познавательными описаниями и уникальными деталями.
Века Древних