Найти тему
Cinemacation – всё о кино

7 фактов, почему «Матрица» настолько крутая

Оглавление

Фильму «Матрица» (The Matrix) стукнуло 20 лет. Поэтому мы решили собрать для вас семь самых удивительных фактов об этой культовой трилогии.

Скрытые смыслы

Комната 101, в который жил Нео
Комната 101, в который жил Нео

Трилогия «Матрица» изобилует скрытыми смыслами, отсылками, аллюзиями и подтекстами. Вот например комната 101, в который жил Нео (Киану Ривз) – прямая отсылка к знаменитой антиутопии Джорджа Оруэлла. Именно в комнате 101 в его романе «1984» люди подвергались суровым пыткам, в результате которых начинали верить в то, что им внушили и что совершенно не является правдой.

Имя Морфеус дает прямую отсылку к древнегреческому богу сна Морфею, только в фильме Морфеус обладает совершенно противоположными способностями – именно он владеет шкатулкой с двумя пилюлями: красной, пробуждающей ото «сна» в Матрице, и синей, которая поможет забыть встречу с реальным миром.

Metacortex – место, где работает Нео
Metacortex – место, где работает Нео

Ну и название компании, где работает Нео. Это компания Metacortex, что означает «meta» – то, что находится сверх, выше обычного, и «cortex» – граница серого вещества человеческого мозга. В итоге Metacortex – это дословный перевод того, что мы выходим за границы привычного разума. Что, собственно, и делает Нео в фильме.

Внимание к деталям

Сцена с множеством близнецов
Сцена с множеством близнецов

Когда Морфеус демонстрирует Нео симуляцию Матрицы, создатели фильма прибегли к интересному способу имитации непрерывно повторяющегося кода программы – в сцене задействовано множество пар близнецов в массовке, что дает зрителю иллюзию копирования, повтора и неестественности происходящего.

Или деталь, которую далеко не все замечают, хотя не раз смотрели «Матрицу». В одной из сцен Нео прячет компьютерные диски в книгу с красноречивым названием «Симулякры и симуляция» — философский трактат Жана Бодрийяра.

Игры цвета

Зеленый матричный мир
Зеленый матричный мир

Замечали, что в фильме очень ограниченная цветовая гамма? В матричном мире, где в основном происходят события, преобладает зеленый оттенок. Это отсылка к тому, что на мир мы смотрим будто бы через экран компьютера.

Синий реальный мир
Синий реальный мир

Реальный мир в фильме показан в мрачных тонах — синий с вкраплением красного, с отсылкой к образу темного кровоточащего тела, которое постепенно умирает.

Желтый мир машин
Желтый мир машин

Мир машин показан в желтых и оранжевых тонах, символизирующих огонь и смертельную опасность, от которой не скрыться.

Актерский состав

Сейчас мы уже не представляем, что кто-то другой мог воплотить образы героев на экране. Но подбор каста был довольно долгим и мучительным.

Нео в исполнении Киану Ривза
Нео в исполнении Киану Ривза

Роль Нео предлагали многим. Сначала выбор тогда еще братьев Вачовски был в пользу Джонни Деппа (Johnny Depp), но студия Warner Bros. видела в роли Нео Брэда Питта (Brad Pitt) или Вэла Килмера (Val Kilmer). Когда Питт и Килмер отказались от участия, на горизонте появился Киану Ривз и в итоге выбирали между ним и Деппом. В итоге, именно Киану получил роль, потому что Джонни был менее заинтересован в проекте, а Киану был впечатлен сценарием и идеями Вачовски, что помогло ему выложиться на кастинге на все сто.

Агент Смит в исполнении Хьюго Уивинга
Агент Смит в исполнении Хьюго Уивинга

В роли агента Смита Вачовски видели Жан Рено (Jean Reno), но он также с прохладой отреагировал на участие в этом проекте и предпочел съемки в «Годзилле» (1998).

А Морфеусом вообще могли стать Гари Олдман (Gary Oldman) и Сэмюэль Л. Джексон (Samuel L. Jackson), но и они не воспылали интересом к сценарию. В итоге роль досталась Лоуренсу Фишборну (Laurence Fishburne), который дал согласие на съемки без чтение сценария, просто познакомившись с идеей фильма.

Морфеус в исполнении Лоуренса Фишборна
Морфеус в исполнении Лоуренса Фишборна

Еще одним известным актером, не оценившем глубокую идею Матрицы, был Шон Коннери (Sean Connery), которому предлагали роль Архитектора.

Предпроектная работа

Братья Вачовски загорелись идеей снять трилогию на подобную тему еще в 1993. Они вдохновлялись комиксами и книгами, и вынашивали сценарий чуть больше пяти лет, написав 14 вариантов возможных сюжетов.

Такой основательный подход они сохранили уже и после старта работ. Помимо стандартной физической подготовки для актеров, обязательным пунктом в программе подготовки всей команды к съемкам стало чтение книги Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция», о которой мы писали выше.

Погоня на шоссе из фильма «Матрица: Перезагрузка» (The Matrix Reloaded)
Погоня на шоссе из фильма «Матрица: Перезагрузка» (The Matrix Reloaded)

Также вполне обычным было снимать один эпизод несколько месяцев, как это было с погоней по шоссе во второй части, съемки которой заняли три месяца. А на экране гонка заняла всего шесть минут. Или знаменитая драка Нео со Смитом и его бесчисленными клонами, которую снимали 27 дней.

За такой срок целые фильмы снимают, а тут лишь непродолжительные сцены.

Предвосхищая время

Спецэффекты в «Матрице»
Спецэффекты в «Матрице»

Как «Звёздные войны» (Star Wars) в 80-х подняли планку в производстве фильмов на новую высоту, так и «Матрица» в 00-х задала тон новым фичам в создании кино.

Именно в «Матрице» зрителей познакомили с эффектом замирающей камеры и «slow motion». А в 2002 эффект «медленно летящей пули» был использован в двадцати других фильмах.

Кстати, стоимость всех спецэффектов трилогии составила 100 миллионов долларов, 38 из которых были вложены Киану Ривзом из собственных средств.

Вера в неудачу

Спецэффекты в «Матрице»
Спецэффекты в «Матрице»

Уверенность, что история не зайдет ходила вокруг проекта задолго до кастингов, когда большинство актеров отказывались от ролей, не понимая замысла и даже не думая об успехе картины.

Скептиками были и боссы Warner Bros., у которых Вачовски просили 80 миллионов долларов на съемки фильма. Поэтому им выделили только 10. На эти 10 миллионов Вачовски сняли только одну сцену, которая определила судьбу проекта. Warner Bros. настолько были впечатлены увиденным, что дали добро на оставшиеся 70 миллионов.

Но деньги были выделены при одном условии, что в фильме обязательно должны быть диалоги, объясняющие концепцию Матрицы, потому что по мнению большинства, сценарий фильма довольно сложен для понимания и вряд ли будет тепло встречен широкой аудиторией.

--

А как вы относитесь к фильму «Матрица»? Пишите свои впечатления в комментариях! И подписывайтесь на наши группы Вконтакте и Телеграме. Там вы найдете еще больше новостей из мира кино.

-13