Найти тему
CASE-Метод

Как помочь ребёнку справиться со стрессом

Оглавление

Настрой: David Sylvian - The Healing Place

Мы редко понимаем, что на самом деле чувствуют наши дети. Не потому, что нам всё равно или мы такие чёрствые. Просто у нас есть свои переживания, и зачастую они лежат в другой плоскости, нежели эмоции ребёнка.

Обычно мы делим ситуацию на хорошо/плохо, да и нет. В отношении детей это обретает особенно сильную категоричность. Если дети веселились, праздновали что-то или были, например, в аквапарке, или увиделись с родственниками, по которым сильно скучали, то эмоции, в общем, позитивные. Психика у малышей ещё слабенькая, поэтому даже положительные эмоции могут утомить их настолько, что к концу дня будут слёзы, граничащие с истерикой. Но в любом случае мы видели и знаем, что слёзы эти от переизбытка положительных эмоций и общего утомления, поэтому здесь всё ясно, психосоматика помогает справиться.

Совсем другое дело — страх, гнев, обида и другие негативные переживания. Если их подавлять или негатива слишком много и для него нет конструктивного выхода, эмоции приведут к стрессу со всеми его неприятными психосоматическими последствиями. Именно этого мы и боимся, когда происходит нечто подобное этой ситуации.

Ситуация №002 — Негативный вариант:

Разговор 8-летней Маши с папой; умер хомячок, все его очень любили, он был как член семьи, Маша в слезах.

Маша: Мой хомячок мёртвый. Ещё утром он был живой, я давала ему корм.

Папа: Не расстраивайся так, малышка. Он же болел.

Маша: (продолжает плакать)

Папа: Не плачь, это всего лишь хомяк.

Маша: А-а-а!

Папа: Я куплю тебе другого.

Маша: Не хочу другого!

В попытке помочь ребёнку перенести негативное переживание мы, сами того не замечая, можем обесценить детские эмоции. Но на эту тему мы выпустим отдельную публикацию. Сейчас хотелось бы сосредоточить внимание на том, как помочь ребёнку избежать стресса.

Мы в первую очередь сами испытываем в подобной ситуации страх, боязнь за состояние наших детей. Подсознательно или осознанно мы хотим как можно скорее увести их от негативных мыслей и эмоций. Только дети воспримут это по-своему.

«Мне грустно, я делюсь со взрослым, но он не переживает вместе со мной, значит, он не понимает, что со мной»

Да и сам ребёнок пока не понимает, что с ним. Как ни парадоксально, если мы боимся называть вещи своими именами, чтобы не причинить ещё большую боль и не напугать, это работает наоборот. Что же на самом деле поможет успокоить и пережить эмоции? Алгоритм следующий:

1) Внимательно выслушать ребёнка.

2) Разделить его чувства.

3) Назвать эти чувства.

4) Предложить решение для получения желаемого результата или избегания нежеланного (если это невозможно, то пофантазировать об этом, опредметить его в воображении).

Ситуации №002 — Позитивный вариант:

Маша: Мой хомячок мёртвый. Ещё утром он был живой, я давала ему корм.

Папа: Это ужасно! Мы так его любили.

Маша: (плачет)

Папа: Нам всем очень жаль его. Очень больно переживать такое.

Маша: Что же теперь делать?

Папа: Малышка, ты очень хорошо заботилась о хомячке, кормила его, играла с ним. Он был счастлив иметь такую хозяйку. И я рад, что у нас был такой замечательный хомячок. Мы будем вспоминать его.

Важно не только разделить эмоции ребёнка, но и терпеливо переждать их выход (плач, крик), а потом предложить решение, указать, как поступить. В дальнейшем, в процессе взросления ребёнок научится делать это самостоятельно и сможет справляться с тяжёлыми переживаниями.

Оцените публикацию и, если Вам стало интересно, подпишитесь на наш канал.