Легенды и притчи часто повествуют о мудрых птицах, которые предупреждают людей о предстоящих горестных событиях, помогают преодолеть препятствия. В сказке Андерсена ворон помог маленькой Герде спасти ее непутевого друга Кая. И даже в перечне самых умных птиц приводятся весомые доказательства того, что вороны, попугаи, совы, индейки и соколы имеют высокий уровень интеллекта.
Древние люди, похоже, тоже предполагали это, считая язык птиц совершенным. Возможность слышать и понимать язык пернатых связывали с даром богов, которым обладали лишь избранные.
Птичий язык в скандинавской мифологии
У скандинавов язык пернатых могли слышать и понимать самые мудрые. У верховного Бога Одина была пара воронов — Хугин и Мунин, которые сообщали ему, что происходит в Мидгарде — мире смертных. В более поздних скандинавских литературных источниках XIII в. вороны Одина изображены прислужниками, снабжающими Бога информацией и обладающими даром слова.
Один из древних скандинавских царей — Даг Мудрый также обладал даром осознания языка птиц. Однажды на его глазах житель Рейдготаланда убил воробья, приносившего королю новости, и Даг Мудрый предпринял военный поход с целью отмщения. Дар различения голосов пернатых позволил королю слышать голоса не только воробьев и воронов, но и других птиц.
В известной германской поэме «Песнь о Нибелунгах» один из геров — Сигурд, попробовав кровь дракона, стал понимать птичий язык. Этот дар помог ему спасти свою жизнь, так как птицы перешептывались о планах воспитателя Сигурда — Регина, который хотел его убить.
Язык пернатых в суфизме
В этом религиозном течении, целью которого является повышение духовности посредством отказа от мирских благ, язык птиц сопоставляется с песнью ангелов. Данная точка зрения отражается в произведении суфийского мыслителя и поэта Аттара под названием «Беседа птиц», в котором пернатые решают, кто будет их предводителем и Богом. Умный удод предложил отыскать легендарную птицу Симург и отдать ей столь важный титул, но чтобы добраться до нее, им нужно пройти 7 долин, это образно означает преодоление 7 пороков. В конце пути птицы видят дом Симурга, в который им нужно войти, но перед ними предстает гладь озера с их собственными отражениями.
Согласно суфизму, конец произведения трактуется следующим образом: Бог — это не некая внешняя субстанция, существующая отдельно. Бог проявляется в совокупности всего сущего. А птицы в произведении Аттара — это посланники Бога.
Во всех мифах и произведениях эпохи средневековья и классицизма язык птиц связан с божественным откровением, а птицы являются помощниками и служителями высших сил.