Найти тему
Серповое ВК

История села Серповое. Моя малая Родина.

Оглавление

Первое упоминание о селе Серповое относится к 1623 г. Раскинулось оно по устью реки Серп, от которой и получило свое название.

группа ВКонтакте: vk.com/serpovoe

Первое упоминание о селе Серповое относится к 1623 г. Раскинулось оно по устью реки Серп, от которой и получило свое название. Поначалу и село называли — «Серп», но со временем название изменилось и стало звучать как «Серповое» .

История села Серповое насчитывает ни одно столетие, в наши дни довольно трудно установить, когда именно оно возникло, а можно лишь предположить, что застучали здесь топоры первых поселенцев задолго до строительства крепости Тамбов.

О сёлах Поценья говорят ещё древние грамоты рязанских князей. В одной из них, относящейся к 1496 году, читаем: "…А что наши сёла в Мордве на Цне и на Украине; а те сёла ведаши нам по записям" . Стоит отметить, что под названием "Украина" в древних документах 15-16 веков имеются в виду южные и юго-восточные окраины Московского государства. Наверное, возникло село с началом заселения этого края великороссами спустя много лет после разорения Рязани Батыем (хотя существуют и другие версии), ведь долгое время здесь было Дикое поле. Как известно, Поценье не входило даже в территорию Золотой Орды.

В 1237 году Батый, направляясь на Рязань, разорил богатые поселения нашего края. Люди укрылись в густых прицнинских лесах. Моршанский край стал частью Дикого Поля на 350 лет.

прицнинские поля
прицнинские поля

Через наши места проходил путь обозов с данью, прогоняли пленных, устраивали привалы ханские отряды , направляющиеся в Золотую Орду, владения которой почти вплотную подходили к Приценью. Места безлюдные, лесистые, непроходимые, которые кое-где населяли мордва, меря, морша и беглые каторжники, разбойники. В этих краях существует множество легенд о Кудеярах, а мордовское поселение на Жёлтом бугре до сих пор оживает в рассказах старожилов.

Михаил П. Клодт. <<Девушка-мордовка>>, 1882
Михаил П. Клодт. <<Девушка-мордовка>>, 1882

Мордва действительно жила на противоположном берегу реки. Народы прекрасно соседствовали, и не раз уводили молодые парни красивых девушек, между них заключались браки. Наверное, Мордвинцывы, Марины - это их прямые потомки.

Проникновение русских сюда происходило мирным путем. Древнерусское и древнемордовское население рука об руку вели совместное хозяйство, известны многочисленные случаи совместного владения далекими бортными ухожьями. Объединяла коренное население и русских совместная борьба с татарской угрозой.

Жёлтый бугор имеет ещё одно название. В документах он значится как Воскресенский. Под этим названием он описан и как археологический памятник Серповской могильник. "Расположен на правом берегу реки Цна в двух километрах к востоку от села на дюне с местным названием "Воскресенский бугор"… Впервые упоминается в "Известиях ТУАК" (1890).

В документах первое упоминание о селе Серповое относится к 1623 году .

Местоположение села было удивительно выгодным для разного рода занятий. Устье реки Серп, рядом красавица Цна, глубокая, широкая, судоходная; лес удивлял обилием ягод, грибов, рыскучего зверя; луговые просторы давали возможность заниматься земледелием и скотоводством.

-4

Отсюда водными путями к царскому двору везли пеньку, лён, пушнину, шерсть, рыбу, мёд, ведь село считалось дворцовой вотчиной после смерти в 1622 году бездетного князя Булая Кудашева. Дело в том, что Верхоценская волость долгое время являлась собственностью темниковских служилых татарских мурз.

Но селом Серповое стало называться только с 1797 года, когда возвели первый храм. Однако люди глубоко верующие и щедрые жили в нём. Об этом тоже можно прочитать в документах. Вот запись, относящаяся к 1648 году: "Верхоценской волости деревни Серповой жилец Никифор Мещин дал вкладу на монастырь свой бортный ухожий на Вороне со всяким рыскучим зверем и рыбною ловлею, в прок, без выкупу и без отыму" .

Наше село, вместе с окружающими его селами, не раз звучало в истории.

В октябре 1670 года отряды разинцев вошли на Тамбовщину. Отряд казаков , присланный для укрепления Шацка, перешел на сторону восставших. Атаманом был избран Тимофей Мещеряков, разбивший свой лагерь в с. Алгасово присоединились мужики из Алгасово, Пеньков, Серпового, Питерского, Карелей, Ивенья. Отряд разрастался, через несколько дней в нем было 3000 человек. На разгром этого отряда из Тамбова выдвинулся воевода Я. Хитрово. Чтобы не подвергать опасности жителей села, отряд Мещерякова ушел из Алгасова, но по дороге был разбит.

Необученные повстанцы не смогли противостоять вооруженному войску под руководством опытного воеводы. Часть повстанцев была перебита, часть взята плен. Я. Хитрово отпустил пленных, считая, что это послужит им уроком. Но он просчитался. Мещеряков быстро набрал новый отряд и соединился с разинцами в Кузьминой Гати. Моршанские повстанцы участвовали в неудачной осаде Тамбова и в успешном сражении у Лысегорского городка, где разбили царские войска под командованием С. Хрущева.

После разгрома восстания в 1671 году, в наказание за активное участие в нем, села Алгасово и Пеньки были сожжены. Потребовался не один год , чтобы они возродились.

Так трагически закончился XVIIвек. Но жизнь продолжалась.

Закат на Цне. Тишина, покой...
Закат на Цне. Тишина, покой...

В 1774 году моршанский край обожгло своим крылом восстание Емельяна Пугачева. Мелкие отряды пугачевцев побывали в Алгасове, Серповом, Пеньках, Куликах, Ракше, Вановье. Однако широкой поддержки среди местных крестьян они не получили и, расправившись с некоторыми государственными чиновниками, покинули волость, так что в отличии от восстания Степана Разина, когда в крае погиб каждый четвертый мужчина, пугачевское восстание для местных жителей больших последствий не имело.

В Петровские времена границы государства отодвинулись на юг. В состав Азовской губернии вошла и Верхнеценская волость в составе Тамбовской провинции. Крепости теряли свое значение, превращаясь в торговые центры. Главным торговым центром нашей местности стало село Морша.

На рубеже XVIII и XIX веков многие деревни и села Моршанского уезда оказались в руках помещиков.

Вторая волна заселения моршанских земель приходится на первую половину XIX века.

Населенные пункты теперь рождались не так, как раньше. Если в XVII веке, во время первых поселений после татарского нашествия, на берегах Цны и ее притоках оседали в основном беглые крестьяне, мордва, татары, то теперь началось организованное заселение. Помещики либо привозили крестьян из других губерний и уездов, либо дробили моршанские крупные села.

Примеряя жизнь моршанцев к истории страны, надо иметь в виду, что большинство моршанских крестьян вплоть до конца XVIII века находилось на положении дворцовых, тяготы которых были значительно меньше, чем крестьян помещичьих. По сути, при полном крепостном гнете моршанские крестьяне жили всего пять десятилетий - до 19 февраля 1861 года, когда вышел Манифест Александра II об отмене крепостного права.

Несколько облегчало положение и то, что моршанцы жили на границе леса со степью. Лес давал возможность дополнительного заработка: изготавливали на продажу дуги, сани, бочки, по¬суду и т. д. Кроме того, грибы, ягоды, орехи обогащали питание, облегчали заготовку зимних припасов.

Может быть, в какой-то степени этим и объясняется такой факт. Накануне отмены крепостного права на Тамбовщине произошли многочисленные волнения крестьян. В Тамбовском, Усманском, Елатомском, Липецком уездах крестьяне изгоняли управляющих, отказывались выходить на барские земли, протестовали против освобождения без земли. В Моршанском уезде таких протестов перед реформой почти не было.

Крестьяне ведь и при крепостном праве жили по-разному. В семьях, где было много мастеровых людей, печников, валяльщиков обуви, ткачей, деревообработчиков, деньги водились. Эти семьи, получив свободу, стали скупать землю, обзаводиться скотом, строить мельницы, крупорушки, приглашать наемных рабочих, другими словами - богатеть.

Разбогатевшие крестьяне вели хозяйство уже совсем по-другому. У них не было дармовой рабочей силы. Вместо устаревшего трехполья они стали внедрять многопольные севообороты. На моршанских полях быстро увеличивались посевы технических культур: сахарной свеклы, махорки, картофеля.

Мы и сегодня видим, что люди , населявшие эти места , были людьми богатыми. Ведь почти 80% домов в селе Серповом, да и в окружающих нас селах, построены из добротного кирпича и простояли уже более 200 лет.

В 1882 году купцы Дмитриев и Белоусов построили в Моршанске махорочную фабрику - первую на Тамбовщине. Эта фабрика прославила моршанцев на всю страну. Моршанскую махорку знали во многих уголках России. Фабрика повлияла и на то, что махорка была долгое время главной технической культурой в Моршанском уезде, а потом, в советское время, и в Моршанском районе.

В 1883 году, здесь же, известные в нашей области фабрикан¬ы братья Михаил и Василий Асеевы основали крупную суконную фабрику.

В наше село Серповое и Алкужские Борки издалека приезжали за «тележными» изделиями: колесами, дугами, осями. Изготавливался в селе и войлок.

Были прямые поставки на Нижегородскую ярмарку. Дуги , которые гнулись из ветлы, продавались в Тамбове, Рассказове, Мордове. В Серповом находилось две водяные мельницы, сукновальня. Сохранилась карта от 1810 года с месторасположением мельницы, сукновальни, белой горницы и мыльни для рабочих в районе улицы Востряни. Причем, одна мельница была очень необычной. В ней использовались не жернова, а ступы с дубовыми толкушками-пестелями, окованными чугуном. Территориально она располагалась в Засерпье. Несколько семейств в Серповом, в частности Филины, занимались сбором крупного рогатого скота с южных окраин Тамбовщины , пригоняли его в село, здесь разделывали, консервировали и сплавляли в крупные города.

Поочередно в каждом селе проходили ярмарки, сегодня в одном - завтра в другом.

Однако, рост производительности труда, имущественное расслоение на селе оставило без работы многих моршанцев. Началось обратное движение. Обезземелевшие жители Ивенья, Ракши, Серпового и других сел подавались на Дон, Кубань, Урал, в Сибирь. Уезжали и в быстрорастущие промышленные области: Московскую, Харьковскую, Екатеринославскую.

В 1906 году Столыпин начал реформу, и крестьянам было разрешено выходить из общин, в которых они совместно ухаживали за землей. В 1905 году в селах было 6% зажиточных крестьян, а в 1915 году их уже - 15%.

В "Ревизских сказках" от 1850 года (это перепись населения) были обнаружены многие носители фамилий, которые и сегодня широко распространены в нашем селе. Это Прокофьевы, Кадушкины, Коробовы, Горшковы. Следы некоторых фамилий еще более древние, они упоминаются в "бортной книге" от 1623 года. Это Коротаевы( с. Мутасьево),Филины(д. Богородицкая).Ранее считалось, что появление церкви в нашем селе датируется 1897 годом(в других источниках 1797 г.).

Наступает революция, которая полностью разрушит этот веками складываемый многогранный крестьянско-купеческий мир.

Серповской храм

-6

***

Время основания в селе первого храма точно не известно, но в XVII веке он уже существовал, имея престол Воскресения словущего.

Скупые архивные строки не дают нам ответа, почему наши предки любили посвящать престолы небольших церковок в Моршанском уезде памяти Обновления св. храма Христа и Бога нашего Воскресения (иначе говоря, "Воскресению словущему"). Таковые были в ближних к Серповому селах Пеньки, Алкужи, Алкужинские Борки (до начала XX века), Мутасьево, Карели.

Другой, новый, храм старой церкви в с. Серповом был построен в 1797 г. на средства прихожан. В церковных описях сказано, что престол был освящен «во имя Обновления храма Христа и Бога нашего Воскресения». Простоял этот храм довольно долго для деревянного строения, более ста лет. К нему относились бережно, а когда церковь стала ветшать, то ее обложили кирпичом.

-7

Новый Воскресенский храм был открыт в 1909 г. с престолом во имя Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (память 26 сентября), в связи с большим приростом населения. Есть основание полагать, что освящал храм архиепископ Тамбовский и Шацкий Кирилл (Смирнов) - ныне святой новомученник и небесный предстатель.

Храм построен в форме корабля. Центральная часть храма - квадрат. Стены завершаются сводами, на которых покоится центральный восьмигранный барабан. На нем стоит достаточно низкий, так же восьмигранный купол, венчающийся крестом. Для русского зодчества характерен высокий купол, это обусловлено климатическими условиями - чем вертикальнее кровля и, соответственно, выше, тем лучше схождение с нее снега. В серповском храме купол ниже привычного для Руси, его высота меньше чем ширина. Такое необычное решение придает храму некий колорит. Храм хорошо виден издалека с северо-восточной стороны. На фоне раскинувшихся лугов он выглядит весьма живописно. Его невысокий купол с далекого расстояния представляется еще ниже и чем-то напоминает храм Великой Софии в Константинополе. По углам широко расставлены малые восьмигранные барабаны по форме сходные с центральным куполом. На каждой стороне барабанов расположены окна. Отличие в том, что центральный барабан соединен с храмом, а малые – глухие, т.е. от основного объема отделены сводом. К храму-квадрату примыкают с восточной стороны алтарь полукруглой формы, с западной - трапезная и двухъярусная колокольня.

К сожалению, неизвестно, на какие средства был возведен такой прекрасный и большой храм соборного типа, достойный городской улицы. Монахиня Михаила (Сидорина) показала как-то в центре Серповского погоста затерянную и заброшенную могилу. На ней от памятника остался лишь бетонный постамент с обломком основания креста. Из длинной размытой надписи удалось прочесть, что погребен здесь купец Суровикин. Матушка уверяла, что инициатором и радетелем возведения нового храма был он.

Экстерьер храма получился весьма солидным и внушительным. Старожилы вспоминают, что и внутреннее убранство церкви было очень богатым, все сияло позолотой. Резной иконостас украшали деревянные скульптуры, а иконы были написаны талантливыми мастерами.

После 1917 года советская власть повсеместно устроила жесточайший террор на все основы государства российского. Из села были выселены десятки самых трудолюбивых крестьян. Наступление на православие велось со всех сторон, от бытовой и до средств массовой информации. Закрывались монастыри, и многочисленные монашествующие вынуждены были возвращаться в родные места. Русская церковь была искусственно разбита на несколько лагерей, основными из которых было тихоновское движение, хранившее заветы Святой Руси и обновленцы - заблудшие союзники богоборцев в церковном лагере.

По штату 1911 года в Серповской церкви служили два священника, диакон и псаломщик. То же было, судя по всему, и в начале 1930-х годов, в самые страшные годы. В это время в храме (есть мнение, что он был обновленческим) служили отец Федор Звонарев и отец Николай Богоявленский. В 1937 году они были арестованы, а церковь закрыта. В селе арестовали также монахиню Агриппину Коротаеву и монахиню Пелагею Чернышеву.

-8

Отныне огромному зданию в центре строящего "рай на земле" села стали искать другое применение. В июне 1939 году районная газета "Большевик" в заметке "Серповое должно иметь клуб", рисуя прошлое в черном цвете, ставила вопрос об устройстве "культурного учреждения" в здании храма. Инициатива нашла отклик, и в том же году газета сообщила, что новый колхозный клуб в Серповом устроен - с красным флагом на куполе вместо сорванного креста, мебелью и лавками из церковного убранства, наглядной агитацией. Стены внутри не имели росписи, а потому безбожникам не пришлось ничего замазывать.

Говорят, когда сбрасывали с колокольни колокола, многочисленные собравшиеся жители пытались не допустить этого святотатства, и охране для разгона толпы пришлось дать очередь из пулемета с колокольни. К слову, следы от низвержения главного колокола и ныне видны в разбитой кладке колокольни. Однако святотатственный клуб прожил в храме недолго. Уже в 1941 году "Большевик" ставил вопрос: "Почему закрыт клуб в Серповом". Но и газетная заметка его не реанимировала. В войну внутри храма артель женщин валяла валенки для фронта, после Победы внутри разместилась МТС: тракторы для ремонта заезжали внутрь сквозь широкие южные двери, а останавливались частенько прямо внутри алтаря. Зимой помещение не отапливалось, там было холодно и неуютно. Спустя время, здание заняли под склад, а потом и вовсе бросили, оставив на разграбление потерявшим Бога выпивохам и разрушительной непогоде.

В 1936 г. Серповской храм был буквально разгромлен. Церковную утварь, иконы, священные книги вытащили на площадь, сложили в огромную кучу и решили поджечь. Лишь немногое из этих сокровищ удалось спасти местным жителям. Сразу после закрытия храма в нем устроили клуб. Во время Великой Отечественной Войны в помещении церкви был размещен цех по изготовлению валенок.

В конце Великой Отечественной войны отношение государства к церкви несколько помягчело. На больших просторах Руси стали открываться храмы, из тюрем возвращалось священство. Вокруг Серпового, в ближних селах Пеньки, Алкужи, Алкужинские Борки, возникали православные общины. Доносители сообщали об этом уполномоченным по делам религии, которые назначались, чтобы контролировать действия православных. Например, имело место быть вот такое "заявление": "…при попустительстве Моршанского райисполкома в с. Борки Алкуж-Борковского сельсовета бывшие церковники, торговцы, лица, вернувшие из ссылки, в конце 1946 года сняли в аренду частный дом и проводят в нем богослужения". Как правило, уполномоченный направлял по этому следу карателей. Верующих ожидали жестокие репрессии, всякие бытовые пакости и козни от властей.

Ряды верующих, хотя и редели, но вера не угасала. Например, в докладной записке, датированной июлем 1954 года, отмечалось: "…в с. Серповое по большим религиозным праздникам проводятся богослужения...". В том же 1954 году секретарь Моршанского райисполкома т. Решетников сообщал: "…о Попове Ив. Афан. и других колхозниках (семь фамилий), проводящих религиозные обряды в с. Серповое Моршанского района. Никакой платы не брали. Запрещено совершение обрядов в Тамбовской области".

В послевоенные годы - ремонтная мастерская тракторов. В последующие годы храм использовался как складское помещение колхоза. С 1950-х гг. после пожара здание было заброшено. В конце двадцатого столетия Воскресенский храм был совершенно заброшен и разрушался. 6 апреля 1964 года исполком Моршанского райсовета депутатов трудящихся принял решение Воскресенскую церковь сломать, а материалы использовать для строительства зернохранилища. К счастью, наша земля не лишилась этого храма.

В начале 1999 г. храм был возращен верующим. На средства спонсоров и местных жителей церковь была полностью восстановлена и сейчас является украшением не только с. Серповое, но и всего Моршанского района. Вокруг храма разбит сад из плодовых деревьев. В конце 2001 г. в церкви возобновились богослужения. На месте разрушенной церкви Воскресения Словущего (престол 26 сентября), сооружена часовня. На стыке веков храм, признанный памятником истории и культуры, пережил свое второе рождение.

Адрес на 1917 г.Тамбовская губ., Моршанский у., с. Серповое. Современный адрес Тамбовская обл., Моршанский район, с. Серповое, ул. Центральная, д. 95

Здание Дома культуры в с. Серповое. Сдано в эксплуатацию в 1983 году. Дата съемки май 1986 г. Автор съемки Насонов.
Здание Дома культуры в с. Серповое. Сдано в эксплуатацию в 1983 году. Дата съемки май 1986 г. Автор съемки Насонов.

Вторая Мировая война на территории села Серпового

Тяжелейшим испытанием для жителей нашей страны стала Великая Отечественная война 1941 - 1945 г. Тревогой сжимались сердца у родителей, сыновья которых уже служили в армии, или попадали под мобилизацию. Многие, не дожидаясь повесток, собирали котомки и приходили в военкоматы.

В первые дни войны в селе Серповое прошёл митинг, на котором руководители села объяснили людям, что надо делать для защиты Отечества. Это было очень важно, ведь многие считали, что их место там, на фронте, а выращивать хлеб, овощи, скот, пахать землю - дело второстепенное. Надо было донести до сознания людей мысль о том, что войны без тыла не бывает. Фронту нужно продовольствие, обмундирование, оружие, боеприпасы, а сделать это можно только в тылу. Нужны были рабочие руки, много рабочих рук.

По Серповскому сельскому Совету (сёла Серповое, Пеньки ) было мобилизовано и отправлено на фронт 620 односельчан. В селе остались старики, женщины и дети. Это они своим самоотверженным ежедневным трудом ковали победу в тылу.

В первые месяцы войны, летом 1941 года в селе Серповое был организован Моршанский комбинат, на котором производилась продукция для фронта и для тыла. Цехи комбината были оборудованы в самом центре села - в здании школы, магазинах, в пустующей церкви.

Руководил работой комбината Кадушкин Степан Павлович и его заместитель Петров Василий Сергеевич, завхозом был Глухов Егор Васильевич- все они жители села Серповое.

Создать карусель Добавьте описание В здании школы находилась сапожная мастерская, где шили сёдла, хомуты. С первых дней работы этой мастерской туда поступил работать Новиков Владимир Андреевич 1928 г.р., в то время ему исполнилось 13 лет, но уже через год за трудовые заслуги его назначают мастером.

-10

В здании магазина шили шубы и гимнастёрки. Там трудилась со своими подругами Глухова Раиса Егоровна, она поступила на работу в комбинат в возрасте 13,5 лет.

В доме Зенина (сегодня там находится ПНИ) были организованы кузнечные мастерские.

В здании пустующей церкви были организованы шерстобивка и кашмовалка. На берегу реки Серп была построена конюшня на 100 лошадей, цех по изготовлению колёс для телег и цех для сборки телег и саней. Была своя контора, где строго фиксировали всю изготовляемую продукцию, своя столовая. Также была организована бригада рыбаков (в то время в реке было много рыбы). Пойманной рыбой кормили тружеников комбината. А часть рыбы поставляли в колхоз.

Вся изготовленная на комбинате продукция на телегах летом, и на санях зимой отправлялась в г. Моршанск, а оттуда по железной дороге на фронт.

Все остальные жители села, кто не был занят работой на комбинате, работали в колхозе.
В то время наш колхоз назывался "Передовик". Трактористы, комбайнёры, шофёры - все они были мобилизованы на фронт.

А кто же занял их место на трудовом фронте? Конечно же, женщины. Порошина Мария Тимофеевна 1922 г.р. С самых первых дней, как только в селе были организованы курсы механизаторов (занятия по теории проходили в доме Зенина, а практические занятия - у церкви.) Мария Тимофеевна записалась в число их слушателей. По окончанию курсов Порошина М.Т. стала работать в колхозе комбайнёром. Было невероятно трудно, на первых порах машина не слушалась, капризничала, но женщина- механизатор не сдавалась, она досконально изучила свою машину, могла устранить любую неисправность. А её подруга Коротаева Евдокия Ивановна 1908 г.р вместе с другими женщинами села тоже трудилась в колхозе.

Приходилось выполнять разную работу: ухаживать за скотом на ферме, доить коров, выращивать хлеб, скирдовать его вручную, работать на табаке, тоже вручную. В то время посевы табака в колхозах Моршанского района увеличились на 500 га. За выполнение планов поставки табачного сырья спрашивали даже строже, чем за хлебные задания. Ведь недовыполнение хлебозаготовок в одном районе можно было компенсировать за счёт других районов области, а главным поставщиком махорки являлся Моршанский район, а сырьё поступало на Моршанскую Табачную фабрику. Тот, кто воевал, знает, какой популярностью пользовалась на фронте моршанская махорка. Вот строки одного из писем, присланных на Моршанскую Табачную фабрику:

"Мы, матросы, очень благодарим вас за выпуск доброкачественной махорки. Она является для нас хорошим другом, как при выполнении боевых заданий, так и в свободные минуты".

А выращивали табак на полях нашего колхоза.

Работая на комбинате, в поле, на комбайне, на ферме женщины, старики и дети своим самоотверженным трудом приближали долгожданную победу, но до неё было ещё далеко.

А фронт был рядом. И в этом жители села убедились воочию, когда морозным утром в январе 1942 года за селом, на лугу у реки Цны разбился самолёт. Жители села услышали страшный гул, а в небе увидели падающий горящий самолёт, бросились на помощь, но помочь ничем не смогли, самолёт разбился, а лётчик погиб. По документам выяснили, что это был Алексей Болонов

Гроб с телом погибшего лётчика установили в здании сельского совета. Все сельчане пришли проститься с героем. Лётчика похоронили на Серповском кладбище. Уже после войны был установлен памятник погибшему герою.

И как бы не было трудно, сельчане выходили на работу. Пришёл приказ строить военный аэродром под Ракшей. Строили его и жители нашего села. Вспоминает Бондарева Раиса Фёдоровна 1926 г.р: "Посылали нас под Ракшу аэродром военный строить. Работали по 4 дня с 8 часов утра и до заката солнца, с перерывом на обед. Ночевали прямо в роще, под деревьями. Ровняли площадку, носили землю на носилках. А потом сообщили, что аэродром строить не будут".

В годы Великой Отечественной войны в селе продолжала работать школа. Занятия проводились в две смены с 8.30 до 17.30. Вспоминает Кастрикина Зинаида Афанасьевна, она в1941 году поступила в первый класс.
"Тетрадей не было, писали на старых газетах, в школе не было электричества, зажигали керосиновые лампы. После уроков старшеклассники вместе с учителями работали в колхозе: помогали шинковать табак, собирали колоски. Девочки вязали носки и рукавицы для фронта. Рукавицы были с двумя пальцами (большой и указательный), чтобы удобнее было держать оружие. А в воскресенье вся школа, начиная с пятого класса , в роще заготавливала дрова на всю неделю. Старались учиться хорошо. Стыдно было получать двойки и тройки. Когда старшие братья и отцы на фронте. И, конечно, все мечтали попасть на фронт, чтобы бить фашистов".

В 1945 году пришла долгожданная победа. Это они труженики КОМБИНАТА: колхозники, учителя, простые солдатки, дети - приблизили долгожданную победу 1945 года. И праздновали Победу тоже всем селом. Возвращались домой с победой солдаты. Возвращались, но не все…

394 человека (жителей с. Серповое и с. Пеньки) погибло на фронтах Великой Отечественной войны. И для многих односельчан 9 Мая это День Великой Победы, но и день памяти погибших воинов.

Село Алкужи

-11

Село впервые упоминается в «Бортной книге Верхоценской волости» в 1623 году. В селе насчитывалось 80 домов, мужского населения-280 человек.Слово «Алкужи» имеет мордовское происхождение, в переводе означает «низкая долина».Село Алкужи относится к числу наиболее древних поселений нашего края. Население занималось земледелием, охотой, бортничеством, рыболовством. На берегу реки Пичаевки, неподалеку от Цны, была построена деревянная церковь, которая была разрушена в 30-е годы.В конце 19 века в Алкужах было открыто одноклассное училище. По его окончанию Моршанский Уездный Училищный Совет выдавал свидетельство об окончании училища.В послереволюционное время в селе была начальная школа.После революции в селе был создан Военный комиссариат. И до революции и после нее между жителями сел Мутасьево и Алкужи были постоянные раздоры в отношении земли. Земельные угодья часто переходили из рук в руки. А в 20-е годы даже вызывали красноармейцев из села Серповое, чтобы уладить конфликт.

В конце концов прокопали межу, разделяющую земли. Эта межа существует и сейчас, правда, землю уже никто не делит. В 30-е годы на территории села было два колхоза: «Начало» (председатель Колечкин) и «Союз имени Буденного» (председатель Лунин).В 30-50-е годы ХХ века неподалеку от села, на буграх, был кирпичный завод. Поэтому практически все дома в Алкужах кирпичные. Глину для изготовления кирпичей брали тут же – на буграх. На месте бывшего кирпичного завода сейчас – огромный котлован.Жители Алкужи могут гордиться своими земляками. Такими как Алкидов Владимир Яковлевич – Герой Советского Союза, Турапин Николай Дмитриевич – генерал – майор, полковник в отставке, летчик Коротков Виктор Иванович, хирург Моршанской ЦРБ Земнухов Александр Николаевич, поэт Турапин Владимир Владимирович и другие.

Никольская церковь с. Алкужинские Борки

Считается, что необычная история одного из красивейших храмов Тамбовщины – Никольской церкви — началась в 1872 году, когда стараниями сельских жителей впервые перед набожными прихожанами были открыты двери предшественницы — однопрестольной Воскресенской церкви. Она была приписана к Серповской церкви Воскресения Словущего.

-12

Безусловно, это был не первый храм в деревне, основанной в конце XVI века. К сожалению, история не донесла до наших дней сведений о том, что произошло с его предшественниками, но, то что они были – однозначно, поскольку на момент возведения деревянного храма Алкужинскому приходу насчитывалось более 200 лет. Деревянное строение просуществовало недолго, его постигла печальная участь. Храм был полностью уничтожен огнем во время масштабного пожара 1890-го года. Практически сразу после стихийного бедствия жителями деревни было принято решение построить новую однопрестольную каменную церковь.

Строительство Никольской церкви в с. Алкужинские Борки было начато в 1891 г. – примерно в одно время со строительством Воскресенской церкви в соседнем с. Серповое. Строительство осуществлялось на средства прихожан, большую часть расходов взял на себя житель села Никонов Иван Гаврилович.

Выполненная в рамках стилистики традиционной храмовой архитектуры XVII века из красного кирпича церковь с шатровой трехьярусной колокольней в 1903 году была освящена в светлый праздник Воздвижения Господня во имя св. Николая Чудотворца.

Спустя три десятка лет (в 1934 году) церковь, в которой справлялись службы даже после прихода к власти большевиков, вновь подверглась стихийному бедствию. Пожар, уничтоживший деревянные надстройки и элементы интерьера вспыхнул по причине удара молнии. На ликвидацию пожара бросились все жители села, но спасти удалось лишь иконостас и каменные стены, на которых кое-где по сей день виднеются фрагменты живописных фресок. За этой бедой незамедлительно последовала еще одна. Пожар привлек внимание прогрессивно настроенной общественности, ввиду чего храм был полностью закрыт в 1935 году. При этом на протяжении еще нескольких лет монашествующие и священнослужители предавались гонениям и репрессиям со стороны властей. Практически все они были арестованы и приговорены к многолетним заключениям в лагерных застенках.

Храм же решением властей был приспособлен под склад. Но даже тогда люди с благоговением относились к святому месту. Очевидцы давних событий вспоминают о том, что иконостас вплоть до 70-х годов прошлого столетия стоял нетронутым. От посягательств его спасала обыкновенная веревочка, повешенная кем-то из верующих людей.

С течением времени с иконостаса снимались иконы стараниями тех, кто хотел сохранить их для обновленной церкви, а также руками тех, кто делал это с целью получения наживы. Некоторые из уцелевших икон, сохраненных жителями деревни Алкужинские Борки, были отреставрированы и переданы Серповскому Воскресенскому храму.

Однако, даже в полуразрушенном состоянии этот уникальный памятник архитектуры с декорированными фасадами производит впечатление необыкновенно красивого здания.

В настоящее время церковь имеет статус памятника регионального значения, но это на ней никак не сказывается.

Развлечения.

Кулачки в Алкужи Борках.. Худ. Мельхов А.П.
Кулачки в Алкужи Борках.. Худ. Мельхов А.П.

Так называемые «Кулачки» (села на села) устраивали на Николу Зимнего, Рождество, Крещение, Масленицу.

Дрались на замерзшей реке. На Масленицу сражались селами. Пеньки и Серповое против сел Борки и Алкужи. Начинали кулачки на мосту, разделявшим Серповое и Борки. Обычно в полдень, в Пятницу , иногда Четверг, драку начинали дети, затем ввязывались подростки...

Иногда кулачки начинали два самых смелых мужика. Особых построений не соблюдали. В бою участвовало 10-20 человек. Дрались в легких «пинджаках», голыми кулаками. Пословица «Лежачего не бьют» За соблюдением правил строго следили старики. Знатоки говорят так: «Игра - драка чесна. Бить рукой куда хочишь, упал - не трожь». Нельзя бить «с крыла», т.е. со стороны, с боку, если противник тебя не видит. За то, что брали в руку «заклады» (зубило, свинец) - жестоко били свои же. Поле боя было ограничено с двух сторон «межой».

Начинали бой в центре. Бой заканчивался, если одна стенка вытесняла другую «за межу». В селах Серповое и Борки роль такой межи выполняли церкви названных пунктов, расстояние между которыми - 4 км. Жители свидетельствуют: «Такого не было, чтоб убийство, даже зубы редко выбивали. Но уж ребрышки кому пересчитают, но по честному, кулаками. Все вокруг подзадоривают: «Давай, давай!» Бабы смотрят за мужиками: «Ох!», «ах!». Визг, крик.»

Кулачки заканчиваются с сумерками. Противоположные стороны собираются, вместе выпивают. Друг на друга зла не держали. Выдающихся бойцов уважали, сочиняли «былички» про их смелость и ловкость, до наших дней сохранились эти предания. Вокруг дерущихся собиралось 200 - 300 человек: девушки, женщины в лучших нарядах, дети. Тут же гармошка, частушки, песни, веселье. Рядом устраивали ярмарку, привозили из города карусели. Дни кулачек были временем встреч друзей, родственников из соседних сел. В эти дни устраивали мировой сход».

Да умели предки развлекаться...

Аршина З.Т. вспоминает: «Наверное, где-то до 1960 года деревня наслаждалась зрелищем кулачных боев, а потом как-то все сошло на нет. Другое поколение, другие нравы. Конечно, тогда жили люди бедно, но было очень весело, и люди верили в светлое будущее. Вряд ли сейчас, в наше время, все это возродится вновь. Но мы должны знать и не забывать наше прошлое, ведь это наша история. Может, когда-нибудь «кулачки» вернуться вновь, возможно совсем в другой форме. По крайней мере, хочется в это верить».

ЭПИЛОГ.

История - удивительно интересная, но забывчивая наука, верит только документам и частично доверяет рассказам старожилов. Говорят: "Ушло в историю". Значит - прошло, забылось, но судьба родного края заставляет многих и многих прикасаться к ветхим страницам рукописей, документов, говорить, вспоминать, рассказывать. Много есть во всём этом вымысла, однако мы хорошо знаем, что Тамбовская земля помнит топот конниц не только хана Батыя, но и соседей-кочевников. Они не раз нарушали покой местного населения. А история села хранит в памяти жителей рассказы о народных восстаниях и бунтах, мятежах и войнах. Всё это было! Но не будем теперь отделять реальное от интересной выдумки, а просто задумаемся над настоящим…

(по материалам: Madame Russia, Анна Мартынова;

«ВЕРХОЦЕНСКАЯ ВОЛОСТЬ И СУДЬБА ЦНИНСКОЙ МОРДВЫ В XVI - XVII», Мизис Юрий Александрович, Напольникова Полина Константиновна

газеты «Согласие»;

«История села Серповое» Федорова Наталья Владимировна;

Исследовательская работа на тему: «Русские кулачки« руководитель Думаневич Елена Викторовна;

Наблюдение А.И. Раевского. Запись от 1995 года (кулачки);

и нескольких других открытых источников)