В этом году будет 310 лет со дня победы русских войск над шведами в Полтавской битве. Что нужно знать об этом сражении?
Полтавская битва, произошедшая 27 июня 1709 года была генеральным сражением Великой Северной войны (1700-1721). Битва была самой крупной по числу участников в той войне, в ней участвовали оба правителя сражавшихся государств (Пётр I и Карл XII).
Ситуация перед сражением
Сейчас, по прошествию стольких лет кажется, что все козыри были на стороне России. И численность войск была на стороне Петра и государств, воюющих против шведов на начало войны было больше. Однако, в 1709 году все выглядело иначе. Шведская армия под командованием молодого Карла XII (на момент начала войны ему было всего 18 лет) вывела в первый же год из войны Данию, разбила превосходящие по численности русские войска, осаждавшие Нарву, не раз побеждала русско-польско-саксонские войска в самой Польше и ,фактически, также вывела из войны Польшу, посадив на польский престол Станислава Лещинского. Швеция располагала, пожалуй, самой мощной армией в Европе (не по численности, а именно по боеспособности) и не раз устраивала своим противникам эпические разгромы при в разы меньшей численности войск. И хотя Россия уже одержала ряд побед над шведами (при Эрестфере в 1701 году, при Гуммельсгофе в 1702 году, при Калише в 1706 году, при Лесной в 1708 году) и были уже взяты шведские крепости Нотебург (Орешек), Дерпт и сама Нарва, ситуация оставалась для России тяжелой. Фактически, воевать со шведами теперь приходилось один на один (Дания выведена из войны, Польша тоже, Саксония колебалась). В поход на Россию отправился сам Карл, над войсками под его командованием побед одержано еще не было. Кроме того, шведские послы склоняли к вступлению в войну с Россией Турцию, с которой у России были натянутые отношения после взятия Азова, крымчаки также не остались бы в стороне, а тут ещё измена Мазепы. Единственным плюсом было то, что Петру удалось привлечь на свою сторону Калмыцкое ханство, однако, при своей численности войск и хорошей кавалерии, калмыцкое войско не было регулярным.
Поход Карла XII
Карл XII начал свой поход на восток в августе 1707 года из Саксонии, пройдя через территорию Польши и крайне дерзкой ночной атакой захватил в январе 1708 года Гродно (в ночной кавалерийской атаке участвовало 800 шведов против 9000 русского гарнизона). Всю зиму 1708 года Карл квартировал свои войска к западу от Минска, собирая провиант для проведения летней кампании.
Нужно понимать, что в войнах того времени обеспечить армию провиантом и фуражом было одной из главных и одновременно трудных задач. Под командованием Карла к лету 1708 года было всего 33000 солдат (из 77000 шведской армии, воевавшей против России и разбросанной от Финляндии до Польши). Пётр 1 применил тактику выжженной земли - сжигался урожай, отравлялись колодцы, уничтожались запасы провианта - лишь бы шведам ничего не досталось. Это, разумеется, разоряло собственные территории и ударяло и по местному населению, но серьезно затрудняло снабжение шведской армии.
Третьего июля 1708 года шведы, под командованием Карла, одержали важную победу при Головчине, заняли Могилёв и переправились на левый берег Днепра. Русская армия стала отступать, избегая крупных сражений, однако, небольшая победа в бою у Раёвки заставил Карла отказаться от прямого наступления на Москву. Король решил пополнить запасы провианта на Украине, повернув на юг. Этим решением он, фактически, "подставил" генерала Левенгаупта, который двигался с большим обозом на соединение с Карлом - 28 сентября Левенгаупт был разбит при Лесной, потеряв запасы провианта, но сумев привести к Карлу 6500 человек подкрепления из 12000.
Украинский гамбит.
В октябре 1708 года Петру 1 стало известно о предательстве гетмана Мазепы. Можно долго спорить о личности этого человека, который одно время был чуть ли не наставником Петра в отношении политики Малороссии и Польши и которому он не раз клялся в верности. Правда и то, что Петр стремился к дальнейшему ограничению автономии Малороссии, а размещение гарнизонов в городах Малороссии дорого обходилось местному населению. Тем не менее, победа Карла XII была еще спорной и неочевидной и гетман совершил расчётливое и обдуманное предательство.
После небольшого боя у села Мезин Карл переправился через реку Десну и (в январе) подошел у небольшому селу Веприк. Вот тут-то для шведов началось самое интересное...
Небольшая крепость с гарнизоном в 1500 человек (не считая мирных жителей) оказала решительное сопротивление шведской армии и сдалась лишь после того как у гарнизона кончились боеприпасы. Шведы потеряли не менее 1500 убитыми и ранеными, тогда как гарнизон - чуть более 300. Однако, не это главное. В обороне крепости участвовало практически все мирное малороссийское население, которое этим показало, что отнюдь не считает шведскую армию "освободителями" от московского влияния, а на самого Мазепу им решительно плевать. Уже после сдачи, Мазепа еще больше ослабил поддержку местного населения, велев бросить несколько защитников в ямы (были заморены голодом), а женщин, участвовавших в отражении штурма - зарубить.
Далее в феврале Карл снова одержал победу местного значения над войсками своего тёзки - Карла Ренне, командовавшего русскими войсками в сражении у Красного Кута. Интересен следующий момент: Пётр I еще до начала похода Карла на Россию предлагал ему мир, требуя для России лишь завоёванную Ингерманландию, но всякий раз получал решительный отказ и лишь в 1709 году, после битвы у Красного Кута, Карл XII впервые согласился на переговоры о мире, которые тем не менее закончились ничем. *После завершения переговоров шведский представитель передал русским личную просьбу Карла: «его войска не могут обеспечить себя провиантом, многие солдаты больны, а поляки-союзники просят за поставки непомерно дорого, а потому он был бы благодарен, если бы русские нашли возможность продать шведским фуражирам зерно, вино и необходимые лекарства, а также сколько возможно пороха и свинца, но по разумной, умеренной цене» (взято из википедии). Наш царь в грязь лицом не ударил и показал правила хорошего тона, отправив неприятелю три обоза зерна, обоз вина и три обоза лекарств (в XVIII веке на войне еще были понятия благородства) бесплатно, однако, в этом был и расчёт - на армию более чем в 30000 человек этого все равно было что кот наплакал.
Современники отмечают, что зима 1709 года была действительно довольно суровой (хотя шведы-то тоже привычны к такому климату) и главной проблемой обоих армий был поиск провианта. И вот тут-то Мазепа указал своему новому господину на Полтаву.
Оборона
Полтава представляла собой небольшой городок с гарнизоном в 6500 человек (4000 солдат и 2500 местного населения) при 28 пушках. Командовал гарнизоном полковник Алексей Степанович Келин. Шведы, которые подошли к городу в апреле (полноценная осада началась 15 апреля) были оптимистичны: крепость отнюдь не выглядела неприступной. Проблемой для шведов являлось отсутствие осадных орудий: все шведские пушки были полевыми, от которых при осаде толку немного. Уже 28 и 29 апреля шведы предприняли первые штурмы крепости, но взять её с ходу, как планировалось, не удалось. Более того, ночью 30 апреля частью гарнизона была совершена вылазка, в ходе которой шведам были нанесены потери и захвачены осадные инструменты, ночью 3 мая вылазка повторилась. Шведы несли потери под Полтавой и от голода и болезней. Казаки, воевавшие под началом Мазепы, не привыкшие к полевым работам и оскорблённые высокомерным поведением шведов по отношению к ним, начали расходиться. Части русской армии под командованием Меншикова подошли к городу 14 мая, а на следующий день крупный отряд (не менее 1000 человек) под командованием Головина сумел прорваться в город, доставив боеприпасы для гарнизона. Постепенно к городу подтягивались основные силы русской армии, а 4 июня в ставку прибыл Пётр.
Тем не менее, шведы, несмотря на присутствие русской армии в непосредственной близи от Полтавы не оставляли попыток захватить крепость. Первого июня был усилен артиллерийский обстрел города, что привело к пожарам внутри крепости, большая часть гарнизона была вынуждена тушить пожар. Шведы решили этим воспользоваться и провели штурм, во время которого был захвачен земляной вал и поднято знамя. Однако, подошедшими защитниками крепости, успевшими потушить пожар, шведы были выбиты с земляного вала. В следующие два дня гарнизон вновь провел две вылазки и даже смог захватить 4 шведские пушки.
16 июня Карл XII получил на свой 27-й день рождения подарок - пулю в ногу, во время разведки местности.
Почему же русская армия не помогала крепости все это время? Законный вопрос. Во-первых, надо признать что Пётр действительно опасался шведскую армию. Нужно помнить, что шведы уже не раз побеждали численно превосходящих противников в прямых полевых сражениях и рисковать всем Пётр не хотел. Этому свидетельствует, к примеру, то, что при каждой остановке на пути к Полтаве, Пётр всячески укреплял полевые лагеря. Делалось это не ради личной безопасности, а для того, чтобы в случае поражения этими укреплениями можно было задержать преследующего армию неприятеля (чаще всего армии несли потери не в полевом сражении, а при преследовании армии победившим противником). Шереметьев, командовавший армией до прибытия Петра, предлагал отправить часть войск в тыл шведам, чтобы иметь возможность окружить армию Карла, но Пётр отказался, не желая подвергать армию такому риску. К тому же, ситуация стала складываться в пользу России. Турция и Крымское ханство не стали выступать на стороне шведов, сохраняя нейтралитет. В мае была сожжена Запорожская Сечь - жестокий, но необходимый шаг в войне на истощение. Шведская армия продолжала нести потери в безрезультатных попытках взять крепость, а подкреплений Карлу было ждать неоткуда.
Последние штурмы Полтавы были предприняты 21 и 22 июня, которые были особенно ожесточёнными - Карл приказал любой ценой взять крепость. У защитников к тому времени были на исходе боеприпасы и лекарства, но штурм был отбит - шведы потеряли убитыми и ранеными 2,5 тысячи человек.
Всего же, за время осады Полтавы, шведы потеряли не менее 6000 человек убитыми, ранеными и заболевшими, гарнизон Полтавы - 3500 человек. Полковник Келин сообщал, что к началу Полтавской битвы у него оставалось под ружьём 4000 защитников, но при почти полном отсутствии боеприпасов.
Битва
Всего, перед началом битвы у Карла было до 37000 человек (30000 человек собственно шведов, до 6000 казаков и наёмный отряд валашской кавалерии в 1000 человек). Часть сил была оставлена против так и не сдавшейся крепости, еще около 2000 человек было отправлено с целью занять переправу через реку Ворсклу.
Оценить численность русской армии сложнее, но все историки сходятся во мнении, что у Петра было не менее 60000 человек (некоторые говорят о 80 тысячах, включая 8000 казаков Скоропадского и калмыцкую конницу). Русская армия имела подавляющее превосходство в артиллерии - как минимум 102 орудия, задействованных в битве, против всего лишь 4 орудий у шведов (всего у шведов было 34 орудия, но план Карла о скрытном выдвижении к позициям не позволил использовать все орудия).
Поле битвы, расположенное к северу от Полтавы было довольно небольшим и ограничено лесами с севера и юга, а с востока - рекой Ворсклой, поэтому "впихнуть" такое количество войск разом было невозможно и в битве участвовало: со шведской стороны - 8700 пехотинцев и 7800 кавалеристов, с русской - 25000 пехоты и 17600 кавалерии (включая 3000 калмыков). Многие из русских солдат даже не вступили в прямое столкновение с неприятелем из-за ограниченного пространства.
На рассвете, 27 июня, шведы начали атаку русских редутов, которые были построены непосредственно перед сражением, причем 2 передних редута были еще не закончены. Редуты представляли собой защитное сооружение в виде перевернутой к противнику буквы Т. Сражение сразу стало ожесточённым, поскольку шведам был отдан приказ не брать пленных. Шведская пехота с ходу смогла захватить два передних редута, а шведская кавалерия прошла между редутов в атаку на русскую кавалерию. Меншиков контратаковал, задействовав не менее 17 драгунских полков, т.е. практически всю кавалерию, которая находилась в его распоряжении. Шведской кавалерии был нанесён серьёзный ущерб, но Пётр неожиданно для Меншикова приказал отвести кавалерию обратно к русскому лагерю. Меншиков приказ проигнорировал, ссылаясь на то, что в случае отступления драгуны не смогут оторваться от не разгромленной до конца шведской кавалерии и понесут высокие потери (что на мой взгляд справедливо). Хотя, возможно, Меншиков стремился получить всю славу от разгрома шведов себе. Петра отказ взбесил и он отозвал Меншикова назад, передав командование драгунами Родиону Христиановичу Бауэру, которому был отдан прежний приказ. Драгуны были вынуждены отходить от висевших "на хвосте" шведских кавалеристов на 3 километра обратно, к русским позициям, что для остальной армии выглядело как отступление. Боевой дух русской армии был снижен, а некоторые из казаков Скоропадского, видя это, решили перейти на шведскую сторону.
Далее сражение для шведов пошло не столь удачно: штурм третьего редута силами 6 пехотных батальонов под командованием генерала Рооса оказался неудачным. Потеряв из 2500 солдат 1000, шведы отступили в лес, где были частью перебиты, частью захвачены в плен. В это же время в плен попал генерал Шлиппенбах.
Около 6 часов утра, Пётр решил, что достаточно отсиживаться в лагере, тем более когда шведы понесли потери и вывел свои главные войска на позиции ( а это было 40 пехотных батальонов, 17 полков кавалерии и всю артиллерию). В лагере было оставлено 9 пехотных полков, 3 из которых были вскоре отправлены на юг, к монастырю, чтобы поддержать гарнизон Полтавы. Шведы, увидев что русские войска вышли из лагеря для решающей битвы были несколько удивлены, но Карл выдвинул навстречу 10 пехотных батальонов и 52 эскадрона кавалерии, которой из-за нехватки места пришлось оставаться позади шведской пехоты. Карла численность войск Петра не смущала - шведская пехота считалась сильнейшей в Европе, благодаря огневой подготовке, натиску и стойкости шведских каролинеров.
Обе армии выстаивались в линии (русская оказалась длиннее по фронту и с меньшими разрывами между батальонами, в промежутки между батальонами были выставлены орудия, шведская - короче и с большими разрывами, но эти разрывы могли быть использованы для атаки кавалерии). Решающий бой начался около 9 часов утра и атаку начали шведы, но сразу же начали нести потери из-за плотного огня русской пехоты и артиллерии. Тогда шведы предприняли кавалерийскую атаку на левый фланг русской армии, но были отбиты кавалерией под командованием Меншикова (которому Пётр вернул командование кавалерией левого фланга). Шведская пехота продолжила давить на левый фланг и добилась частичного успеха: был потеснён 1-й батальон Новгородского полка и захвачено более 10 орудий. Тогда Пётр приказал 2-му батальону того же Новгородского полка провести контратаку.
В это же время атаку шведов начала пехота правого фланга русской армии, которая довольно легко сломила шведскую пехоту и атаковала шведскую кавалерию, которая в гуще отступавших шведских солдат не смогла помочь и была попросту перестреляна русскими пехотинцами. После этого началось повальное бегство шведов с левого фланга, а русские войска стали окружать центр шведского войска, нанося им серьёзные потери и к 11 часам утра шведы обратились в бегство.
Победа
Раненый Карл, находившийся позади позиций сражавшихся шведов, но впереди захваченных редутов, покинул поле боя, с удивлением обнаружив, что захваченные редуты снова в руках русских (часть солдат, переживших штурм, вернулась на оставленные без охраны редуты). Королевской свите пришлось проходить сквозь редуты, понеся потери от ружейного огня, сам Карл был на волосок от смерти. У Карла оставалось еще около 7 тысяч кавалерии и казаки, на которых он впрочем не полагался. Вскоре к нему подошли и два полка, стоявших против гарнизона Полтавы. Сам гарнизон Полтавы во время битвы также не сидел без дела и даже совершил вылазку, нанеся шведам урон и даже захватив министра шведского короля. Всего в сражении шведы потеряли не менее 6900 убитыми и 2800 пленными, русские - 1345 убитыми и 3300 ранеными, многие раненые с обеих сторон погибли из-за невысокого уровня медицины того времени.
Мифы о Полтавской битве
1. Переодевание
Считается, что накануне сражения Пётр пошёл на хитрость - приказал поменять мундиры новобранцев (носили серые) и ветеранов. Из-за этого шведские солдаты, пошедшие в атаку на якобы новобранцев, получили сильный отпор. На самом деле ни один официальный документ, описывающий сражение не отмечает этого факта.
2. Участие Петра 1 в битве и его чудесное спасение. Многие люди верят, что Пётр лично, во главе второго батальона Новгородского полка пошел в атаку на шведов и спасся после трёх выстрелов врага - якобы одна из пуль попала в шляпу, вторая - в седло, третья - в нательный крест. На самом деле, Пётр действительно находился вблизи неприятеля в самый ответственный момент, воодушевляя свои войска и действительно попал под обстрел, но пуля была только одна - пробившая его шляпу. Миф был додуман церковниками, чтобы показать чудесное спасение Петра, воевавшего за Россию против иноверцев. Даже попадание пуль напоминает перекрещивание - одна пуля в шапку (лоб), одна пуля в седло (чуть ниже пупка) и одна пуля в нательный крест (грудь). Ну не было во время Петра 1 распространено эполетов ( а то бы добавили ещё пулю на каждое из плеч).
3. Речь Петра 1 перед боем. Те, кто смотрел фильм "Слуга государев" могут вспомнить: «Воины! Вот пришёл час, который решит судьбу Отечества. Итак, не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество. А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия, благочестие, слава и благосостояние её» На самом деле речь Петра была менее пафосной:
«Делайте, братья, что я делать буду, и с божией помощью будет нам добро. А за победою, после трудов наших, воспоследует покой».