Найти тему
Новости Узбекистана Podrobno.uz

ТПП выступила против предоставления резидентам индийского технопарка особых преференций

Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. Торгово-промышленная палата Узбекистана (ТПП) выступила против предоставления особых преференций будущим резидентам Технологического парка программных продуктов и информационных технологий, создаваемого на основе индийского опыта, сообщает корреспондент Podrobno.uz.

ТПП провела экспертизу проекта постановления правительства "О мерах по организации деятельности Технологического парка программных продуктов и информационных технологий", дав ряд своих комментариев.

1. В пункте 4 проекта, предусмотрено: "установить порядок, в соответствие с которым при выборе исполнителей проектов при прочих равных условиях в рамках реализации задач, возложенных на органы государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах, резиденты Технопарка получают приоритет".

Предлагаемой редакцией предусматривается предоставление преференции резидентам Технопарка.

Однако, абзацем 2 пункта 2 постановления президента Узбекистана от 31 мая 2018 года № ПП-3756 "О мерах по кардинальному совершенствованию порядка предоставления льгот и преференций" предусмотрено, что налоговые и таможенные льготы и преференции предоставляются законами и актами президента Узбекистана в целом для отраслей, сфер деятельности, территорий, а также должны иметь конкретную цель и обеспечивать достижение четких социальных, экономических и финансовых результатов.

В связи с вышеизложенным, представляется целесообразным исключить п.4 проекта.

2. В пункте 9 Приложения к проекту указано, что "на получение статуса резидента Технопарка могут претендовать юридические лица, зарегистрированные на территории Узбекистана».

Однако, согласно постановлению Кабинета Министров от 7 января 2011 года № 6 "Об утверждении перечня видов деятельности, которыми могут заниматься индивидуальные предприниматели без образования юридического лица", индивидуальные предприниматели без образования юридического лица могут заниматься оказанием услуг по разработке компьютерных программ, организации компьютерных игр, а также услуги по набору и распечатке текстов с помощью компьютера, услуги, связанные с копированием и размножением текста.

Учитывая вышеизложенное, представляется целесообразным предоставить индивидуальным предпринимателям право быть резидентом Технопарка.

3. Согласно подпункту "а" пункта 10 приложения к проекту: "осуществлять одно из следующих видов деятельности согласно Общегосударственному классификатору видов экономической деятельности Республики Узбекистан, утвержденному постановлением Кабинета Министров от 24 августа 2016 года № 275 (далее – ОКЭД):

- компьютерное программирование, консультации и другие сопутствующие услуги;

- другие виды деятельности, определяемые Дирекцией.

Здесь не указание конкретных видов деятельности в последнем абзаце данного подпункта может привести к расширительному толкованию и на этой почве злоупотреблениям, а также к произвольному отказу в регистрации заявителя в качестве резидента Технопарка.

Учитывая вышеизложенное, а также в целях избежания отсылочных норм, представляется целесообразным предусмотреть в проекте конкретный и исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми резиденты Технопарка могут заниматься.

4. Согласно абзацу 3 пункта 16 приложения к проекту, "осуществление деятельности по неперспективным или незначимым направлениям, что подтверждается заключением научно-технической экспертизы является основанием для отказа в регистрации заявителя в качестве резидента Технопарка".

Однако, действующим законодательством не предусмотрено понятие "деятельность по неперспективным или незначимым направлениям" и не определены его критерии, что, в свою очередь, приведет к случаям необоснованного отказа и злоупотреблению в регистрации заявителя в качестве резидента Технопарка.

Также, проектом не указано кем проводится научно-техническая экспертиза, ее правовой статус и порядок проведения.

Кроме того, ведение такой формы отбора проектов без его детальной регламентации будет способствовать возникновению коррупциогенных отношений.

Учитывая вышеизложенное, представляется целесообразным исключить абзац 3 п.16 Приложения к проекту.

5. В абзаце 5 пункта 19 приложения к проекту предусмотрено, что "резидент Технопарка может иметь другие обязанности, в соответствие с договором об условиях деятельности резидента Технопарка, заключенным им с Дирекцией".

Однако, предлагаемая норма может привести к установлению необоснованных обязательств для субъектов предпринимательства.

Учитывая вышеизложенное, а также в целях избежания отсылочных норм, представляется целесообразным предусмотреть в проекте конкретный и исчерпывающий перечень обязательств резидентов Технопарка.

6. В абзаце 7 пункта 22 Приложения к проекту предусмотрено, что для лишения статуса резидента Технопарка являются "иные основания в соответствие с законодательством Республики Узбекистан".

Необходимое регулятивное правило изложено не конкретно, понятие «иные основания» своей неопределенностью создаст предпосылки для произвольного и субъективного толкования таких оснований. Это, в свою очередь, создаст почву для злоупотребления и коррупции.

Учитывая вышеизложенное, а также в целях избежания отсылочных норм, представляется целесообразным предусмотреть в проекте конкретный и исчерпывающий перечень оснований для лишения статуса резидента Технопарка.

7. В абзаце 2 пункта 29 приложения к проекту предусмотрено, что "при этом, Дирекция по результатам изучения деятельности резидента Технопарка в течение 5 рабочих дней выносит решение о лишении статуса резидента Технопарка юридического лица и уведомляет об этом органы государственной налоговой службы".

Однако, проектом не указан порядок проведения изучения деятельности резидента Технопарка. Это, в свою очередь, может привести к незаконным проверкам и вмешательству в деятельность резидентов Технопарка.

В связи с этим, представляется целесообразным в проекте предусмотреть порядок изучения деятельности резидентов.

Напомним, что создание технопарка предусмотрено специальным постановлением президента. Он будет организован на основе передового индийского опыта и с привлечением ведущих индийских консультантов.

Не пропусти ничего важного: больше новостей в Telegram-канале Podrobno.uz.