Все мы слышали религиозные заповеди: ни убий, ни укради. Почему в этом списке нет заповеди «не лги»? Предпоследняя заповедь говорит: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Но это не запрет на ложь, а запрет свидетельствовать против ближнего своего. А против дальнего ничего не сказано. Равно как ничего не сказано насчет лжи, адресованной не человеку, а, например, государству? Наверное, отсюда такое нейтральное отношение к обману налоговой.
Мысль об отсутствии запрета на ложь как на явление, и наличие запрета не лгать только против ближнего своего, наводит на интересные мысли. Смотрите, какая странная вещь… В одном-двух местах Библии говорится не убий. В десятках других мест предписывается убивать: за нарушение субботы, за неправильный секс, за оскорбление родителей, за удар. В отдельных случаях убивать предписывается отца, брата, сына, дочь, сестру, жену. Убивать вообще без всякой вины самыми изуверскими способами просто за то, что человек иного племени. Например, Давид, любимец божий, пророк и царь, по воле Господа убивал иноплеменников, положив «…их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры и бросил в обжигательные печи. Так он поступал со всеми городами Аммонитскими» (2Цар. 12, 6); «А народ, который был в нем, вывел и умерщвлял их пилами, железными молотилами и секирами» (1 Пар. 20, 3).
В одном месте Бог запрещает воровать. А в другом учит, как завладеть чужим имуществом и сам помогает евреям обокрасть египтян: «И сделали сыны Израилевы по слову Моисея и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд. Господь же дал милость народу своему в глазах Египтян: и они давали ему, и обобрал он Египтян» (Исх. 12, 35-36).
Чтобы правильно понимать смысл божьих заповедей, нужно добавлять перед ними слово «свой». Тогда все встает на свои места. «Не убий своего», «Не укради у своего». А в отношении чужого — по ситуации. Убийство чужого во славу божью богоугодно. Убийство своего богопротивно.
Главное в жизни – определиться, кто тебе свой, а кто чужой. Тогда станешь нечувствительным к манипуляциям на тему, что к чужому нужно относиться как к своему. Неправда. К чужому нужно относиться как к чужому. А к своему как к самому себе. Потому что свой – это продолжение тебя.
Очень хорошо эта тема раскрыта в книге неизвестного автора «018 Секс, Блокчейн и Новый мир». Я впервые столкнулась с подобным образом мыслей. Они непривычны до крайности, но при этом до крайности неопровержимые. Испытываешь потрясения, когда видишь, что черное – это белое.