Найти тему
Дзен для авторов

«Как я чуть не опубликовал фейк». Основы фактчекинга, часть 2

Оглавление
Иллюстрации Сони Коршенбойм
Иллюстрации Сони Коршенбойм

Мы продолжаем серию публикаций, посвященных проверке информации. Для второго выпуска мы попросили журналистов и редакторов рассказать, как общаться с источниками и на что опираться в их выборе, как писать на финансовые темы и какой лучший способ защититься от фейка. Первый выпуск можно почитать здесь.

Будьте редактором самому себе

Дмитрий Брисенко, редактор сайта «Батенька, да вы трансформер»

-2

Проверяйте все. Когда вы пишете текст, например, для турфирмы, проверяйте написание населенных пунктов: их часто пишут по-разному, и где-то наверняка написали неправильно. То же и с именами людей и названиями организаций. Как-то я редактировал новость, в которой было написано, что истец будет жаловаться в Международный суд по правам человека в Гане. Первая мысль: опечатка, наверное, в Гааге? Но нет, в Африке. Стали проверять, и оказалось, что звучит это совсем по-другому: африканская комиссия по правам человека в Гамбии. Казалось бы, мелочь, но из таких нюансов складывается доверие к тексту и его автору.

Не ведитесь на хайп. Однажды на Камчатке произошла история, когда понятную эмоциональную реакцию человека осветили в СМИ как публичную позицию чиновника, облеченного властью. В итоге ни в чем не повинную сотрудницу краевого правительства уволили с работы. Позднее в редакции Snob.ru проанализировали, что было сделано не так, и даже написали об этом текст. Для того, чтобы не попасть в такую ситуацию, нужно было просто посмотреть исходное видео и убедиться, что там нет ничего из того, в чем обвиняют человека. Но если ты пишешь хайповый материал, на доскональную проверку часто нет времени: главное не опоздать и выдать текст с мощным заголовком, который соберет трафик. И тут важно не терять концентрации, всегда быть не только автором, но и редактором своего текста:

если вы почувствовали, что вас что-то смущает, остановитесь и все перепроверьте.

Докапывайтесь до истины и говорите правду. Однажды я писал текст про Koh-i-Noor для журнала Esquire. В процессе серфинга наткнулся на новостную заметку, сообщавшую о том, что у жены известного немецкого тренера по боксу извлекли из мозга кусочек карандаша. В детстве с ней произошел несчастный случай: карандаш попал в нос и оттуда пошел дальше. В итоге она проходила с карандашом в черепе всю жизнь, страдая от мигреней. Я нашёл сайт клиники, где сделали операцию, на сайте нашел email нейрохирурга, написал ему письмо и через день получил ответ: это был обычный грифель. Увы, яркой истории, которая украсила бы мой текст, не случилось. Должен признаться, что в тот момент я испытал искушение «не заметить» слов хирурга: в конце концов, красота требует жертв, и если реальность оказалась беднее вымысла, тем хуже для реальности. Но в итоге в текст это, конечно, не вошло.

Как общаться с экспертами

Анастасия Степанова, журналист, редактор ТАСС, автор телеграм-канала «Твой друг гик»

-3

До разговора изучите эксперта. Есть прописные истины вроде «ищите первоисточник», «не спешите доверять анонимным инсайдерам», но еще важно понимать, что представляет собой ваш источник: иногда он может быть кем-то ангажирован. Спросите о нем коллег или экспертов, которым доверяете. Поищите информацию в интернете. Вдруг вы найдете забавную статью о нем на Lurkmore?

Поддерживайте контакт со спикерами. В идеале у вас должен быть пул специалистов, с которыми вы дружите в соцсетях, переписываетесь в мессенджерах и у которых можете уточнить что-то для своего понимания. Если вы пишете про IT, много интересного вам расскажут сотрудники из отдела разработки, а не из пресс-службы компании.

Станьте экспертом сами. Лучший способ защитить себя от фейков или необъективной информации — быть в теме. Сегодня вы пишете про новые гаджеты, завтра про дачную реформу. У вас жесткий дедлайн, поверхностные знания, а значит, вы рискуете получить ложную или необъективную информацию и передать ее читателю.

Как писать о деньгах

Дарья Черкудинова, главный редактор журнала «Секрет фирмы»

-4

Спрашивайте у героев, а затем переспрашивайте у всех остальных. Закон «О бухгалтерском учете» говорит нам, что финансовая отчетность не охраняется законом о коммерческой тайне. Иными словами, засекретить выручку компании нельзя. Значит, о ней можно спросить героя и, если он не хочет говорить прямо, уточнить, о каком порядке цифр может идти речь. После разговора с героем имеет смысл позвонить аналитикам рынка, на котором он работает, его конкурентам или экспертам, которые знают, как все устроено в таком бизнесе.

Ищите документы. Если вы пишете о публичной компании, то есть ее акции можно купить на бирже, отчеты о финансовых результатах должны лежать прямо на сайте этой компании или на сайте биржи, где торгуются ее бумаги. То же самое относится к НКО и государственным предприятиям — они обязаны отчитываться о прибылях и убытках.

Если вам часто приходится писать о бизнесе, купите подписку на СПАРК, «Картотеку» или другой подобный сервис. Зайдите в картотеку арбитражного суда и поищите героев заметки по названию компании, именам основателей и топ-менеджеров.

Доверяйте только уважаемым источникам, но проверяйте и их. Помните, что даже лучшие журналисты иногда путают миллионы с миллиардами, называют Александров Алексеями и смотрят не в ту строку отчета о финансовой деятельности или бюджета РФ. Так что ищите первоисточники — сообщения компаний, финансовые отчеты, копии исков — и звоните сами героям заметок.

Учитесь понимать, что сколько стоит. В начале всем кажется, что особой разницы между миллиардом рублей и миллиардом долларов нет — обе суммы выглядят огромными. На самом деле компания с годовой выручкой в один миллиард рублей в России все еще считается средним бизнесом. Читайте больше, чтобы понимать масштабы цифр. Обращайте внимание на рейтинги и рэнкинги, смотрите, сколько зарабатывают их участники. Если дело идет туго, начните разглядывать схемы, визуализирующие доходы и стоимость разных компаний.

Подготовила Мария Волобуева

Читайте первую часть: Как ничего не перепутать: основы фактчекинга от редакторов и журналистов