Парки семейных детских развлечений представлены чуть более чем в половине качественных торговых центров Петербурга. MarketMedia составил топ-10 самых больших по площади парков и выяснил, что будет происходить с рынком дальше.
Сегодня в Петербурге работает, судя по статистике 2GIS, почти сотня моллов. Из них качественных — 58, уточняют в JLL. Детские развлечения представлены в 65% этих самых качественных торговых центров, и это примерно 110 тыс. м2. При этом речь идет о пространствах размером больше стандартной детской комнаты. Как замечает Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Петербурге, в Северной столице сегмент детских развлечений в ТЦ практически не растет. «После активного расширения в 2016 году сетей Joki Joya и «Хлоп Топ» рост прекратился. Это было связано не только с насыщением этого рынка, но и с тем, что на данный момент в результате снижения доли свободных площадей у собственников торговых центров есть возможность сдать площади fashion-ретейлерам, что более экономически целесообразно», — поясняет он.
«Бум развития в Петербурге семейных парков с аттракционами пришелся на 2016 год, когда на рынке появились такие сети полноформатных семейных парков, как Joki Joya, «Хлоп Топ» и другие несетевые проекты с похожими концепциями. Сегодня сегмент детских развлекательных парков в торговых комплексах города близок к своему насыщению», — соглашается с коллегой Ирина Царькова, директор департамента торговой недвижимости Colliers International. Кроме того, в 2018 году в городе не было построено ни одного нового торгового центра, где обычно ищут себе место детские парки развлечений.
Эксперты JLL, исходя из совокупной площади арендаторов в качественных торговых центрах города, выделяют семь сетевых детских развлекательных центров.
Как правило, в ТЦ представлены семейные парки со спортивным уклоном, игровые центры с аттракционами, тематические парки, города профессий, творческие студии. «В составе торгового комплекса можно встретить широкий выбор форматов и профилей детских развлечений, начиная от небольших детских комнат, занимающих в среднем площадь до 200 м2, и заканчивая детскими городами профессий, площадками edutainment, где обучение происходит через развлечение, и семейными активити-парками, — уточняет Ирина Царькова. — На площадке семейных активити-парков представлен комплекс разнообразных аттракционов: горки, батуты, лабиринты, скалодромы, карусели, семейные кафе и другие. На волне популярности спорта активити-парки, совмещающие концепцию спорта и отдыха, получили хороший отклик аудитории, поскольку предлагают провести время не только весело, но и полезно».
По мнению Максимилиана Пивоварова, генерального директора ГК «КидБург», в Петербурге как нигде остро ощущается конкуренция. «Тому причиной самая высокая в стране плотность детских проектов и более низкие по сравнению с Москвой доходы населения», — поясняет он.
По мнению Дмитрия Чернышева, руководителя Angry Birds Activity Park, сегодня парки, находящиеся в моллах, конкурируют в основном с растущим в последнее время сегментом детского досуга вне торговых центров. Появляются обучающе-развлекательные форматы для детей при музеях, выставочных центрах, которые оттягивают на себя часть аудитории. К тому же потребители перестали делать спонтанные покупки. Более того, из-за падения доходов и более рациональных трат им особенно важно, чтобы поход в детский парк соответствовал их ожиданиям, говорит Дмитрий Чернышев. Это требует от компаний еще большей скорости реакции на изменения, чтобы быть востребованными.
Вследствие кризиса и высокой конкуренции в последние годы стал появляться и демпинг. «Демпинг, к которому прибегли некоторые игроки нашего рынка, — это путь в никуда, — соглашается с коллегами Дмитрий Чернышев. — Понятно, что таким образом они хотят удержать падающий в кризис поток посетителей, но достаточно вспомнить ситуацию с туристическим рынком, когда цены на услуги были на уровне себестоимости и даже ниже, чтобы сказать, чем все это может закончиться». «Игроки, остро нуждающиеся в клиентах, не прекращают ценовые акции и размещение на сайтах-«купонаторах». Такие действия приводят к победе с отрицательным призовым фондом и к обесцениваю услуг, — поясняет Максимилиан Пивоваров. — А существенное снижение цены при неизменном количестве игроков приводит к отрицательной динамике клиентов год к году. Мы не участвуем в «ценовом забеге» и сфокусировались на качестве и ценности услуг».
Собственно, жесткий демпинг — одна из причин, по которой в Петербурге, несмотря на небольшую удаленность от Москвы и более высокую платежеспособность населения по сравнению с другими городами-миллионниками, нет многих столичных проектов. Как пояснял в конце прошлого года в интервью MarketMedia Павел Ковшаров, совладелец и генеральный директор сети активити-парков «Zамания», чьи клубы в Северной столице не представлены, «емкость местного рынка уже выбрана». По его словам, это произошло потому, что открыто чрезмерно много площадок и плохо отрегулировано ценообразование. «Там практически без остановки работает купонный сервис, который позволяет купить билет со скидкой 50%. И, по сути, этим был разрушен рынок, так что в Петербурге делать нечего», — делился своим мнением Павел Ковшаров.
Мнение о текущей ситуации на петербургском рынке детских развлечений в ТЦ других игроков — Joki Joya, Maza Park, «Хлоп Топ» — узнать не удалось, на запросы MarketMedia они не ответили.
Ожидания будущего на рынке детских развлечений сложно назвать радужными. Хотя на 2019 год в Северной столице анонсирован ввод трех торговых комплексов совокупной площадью 52,9 тыс. м2, тем не менее эксперты оговариваются, что все будет зависеть от экономической ситуации, а также прогнозируют дальнейшее сокращение вакантных площадей. А это означает, что шансы появления в новых ТЦ новых операторов детских развлечений очень малы, даже несмотря на тренд увеличивающейся доли развлекательной составляющей в моллах. Как замечают эксперты, владельцам ТЦ выгоднее на вакантные площади брать ретейлеров.
«Мы не ожидаем развития, а скорее готовы к уходу с рынка некоторых игроков, — комментирует будущее рынка Максимилиан Пивоваров. — Основные предпосылки для этого находятся внутри компаний: отсутствие у клиента поводов приходить повторно, низкое качество услуг и неумение управлять издержками при изменчивом трафике клиентов». «Если новые игроки и появятся, то, скорее всего, речь пойдет о проектах не в ТЦ, а вне их, — делится своими размышлениями Дмитрий Чернышев. — Но и в их появлении есть сомнения, потому что вне моллов инвестиции будут больше, а срок окупаемости вложений сегодня увеличился по сравнению с докризисным периодом, и потому найти инвестора на таких условиях непросто».
Топ-10 самых больших по площади пространств детских развлекательных центров, включая клубы как сетевых проектов, так и несетевых, составленный MarketMedia на основе данных JLL и Colliers International.
Maza Park
Семейный парк развлечений, который застроен игровыми зонами и спортивными площадками: лазертаг, боулинг, теннис, бильярд, сигвеи, автодром, роллердром, есть зона стритфуда, проводятся мастер-классы.
Был открыт в 2013 году. Учредителями выступили Food Retail Group, петербургские предприниматели Антон Сигаев и Павел Тимец. Как писали СМИ, в проект было инвестировано $10-12 млн. Летом 2015 года был открыт второй парк в Петербурге на площади 15 тыс. м2, но в начале 2018-го «здание парка со всем оборудованием продали новому владельцу без права использования товарного знака», сообщала тогда пресс-служба Maza Park. В 2016 году между учредителями произошел корпоративный конфликт. В 2018-м один из учредителей Food Retail Group Михаил Тевелев был признан банкротом, его бизнес-партнер Евгений Кадомский ранее вышел из дела.
По данным СПАРК, сегодня компания принадлежит ООО «Пион», в котором 85% у Светланы Бровиной и 15% у Алексея Соловьева. Выручка компании составила в 2017 году более 136 млн рублей.
Joki Joya
Сеть семейных парков активного отдыха появилась в 2014 году. Сегодня она работает в Москве (11 парков), Петербурге (10 парков) и Твери (один парк). Согласно СПАРК, компания принадлежит Арсену Амиянцу (31,67%), Константину Грузманову (31,67%), Александру Маркову (31,66%), Дмитрию Конорову (5%). Зарегистрирована в Петербурге. Выручка в 2017 году составила более 800 млн рублей, включая все регионы.
«КидБург»
Сеть, в которой дети знакомятся в интерактивном режиме с различными профессиями, работает с 2011 года. Сегодня это 15 проектов в 13 городах. Компания основана Оксаной Орловой, Екатериной Андреевской, Алексеем Бобровым и Виталием Мацневым. По данным СПАРК, с 2014 года компания оформлена на кипрский офшор «ИОЛИКО ИНВЕСТМЕНТС ЛИМИТЕД». Выручка петербургского «КидБурга» в 2017 году составила, по данным СПАРК, почти 574 млн рублей.
«Хлоп Топ»
Сеть семейных парков активного отдыха. Представлена в Петербурге (четыре парка), Самаре (один парк), Челябинске (два парка), Туле (один парк). В регионах развивается по франшизе. В Петербурге парки оформлены на разные юридические лица, владельцами которых выступают Наталья Мазалова, Ирина Спиридонова, Александр Полховский, Константин Галевский. Предположительно, совокупная выручка сети в Петербурге, согласно СПАРК, в 2017 году могла составить более 100 млн рублей.
Angry Birds Activity Park
Парк появился в 2015 году. Он включает в себя зону аттракционов, кафе, залы для детских праздников и брендовый сувенирный магазин. Создавался проект в рамках партнерства компаний Fort Group, которой принадлежит ТРЦ «Европолис», и финской Rovio, которая владеет брендом Angry Birds. Объем инвестиций в создание парка составил, как писали ранее СМИ, 11,5 млн евро, которые инвестор намерен окупить за 6 лет. Развитие проекта ведется по лицензионной схеме. В мире насчитывается более десятка парков Angy Birds в Финляндии, США, Великобритании, Испании, Китае и др. По данным СПАРК, выручка парка в 2017 году составила 75 млн рублей.