Найти тему
Yoga74 Челябинск

ИНТЕРВЬЮ ЙОГАТЕРАПЕВТА САДЖИ.

Представляем вашему вниманию интервью с известным в Индии учителем йоги и йогатерапевтом САДЖИ, который преподает в России, и регулярно проводит семинары и ретриты в этом году нас ждёт очень насыщенная программа и ЙОГА ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ САНАТОРИЙ с САДЖИ.

В интервью Саджи рассказывает о традициях йоги в Южной Индии (шт. Керала), о разнице между подходами к йоге на Западе и в Индии, о йогатерапии.

Энтони: Я слышал о том, что ты преподаешь в России, это очень ценно

● Саджи: Спасибо!

Энтони: Хотелось бы прежде всего задать такой вопрос: когда говорят о йоге в Индии, то обычно подразумевают Ришикеш, Майсору… Что ты можешь сказать о Керале (помимо того, что там очень красиво)? Интересно узнать о традициях йоги в Керале, а точнее в Южной Индии.

● Саджи: Слышал ли ты когда-нибудь о Шанкарачарье?

Энтони: Конечно

● Саджи: Это один из учителей философии Адвайта-Веданты. Так вот, он родился в Керале. И потому здешняя духовная традиция связана с именем Шанкарачарьи.

Энтони: Это очень интересный момент. Я слышал, что Шанкарачарья путешествовал по всей Индии и основал храм в Кедарнатхе и другие храмы по всей стране. Также он проповедовал Веданту и йогу. Но я никогда не слышал, что он из Кералы. Это очень интересно.

● Саджи: Да, он родился в Керале, и с этим связаны особенности здешних традиций йоги, которые идут от Шанкарачарьи.

Энтони: Есть ли в Керале храм, основанный Шанкарачарьей?

● Саджи: Нет, Шанкарачарья не основал храма в Керале, но в здесь есть множество мест, которые он благословил. Шанкарачарья был очень молод, когда покинул дом и начал путешествовать. Он вернулся в Кералу уже в последние годы, когда умерла его мать. Так вот вся прелесть в том, что до сих пор существует дом, в котором родился Шанкарачарья. Он принадлежал одному из членов его семьи. Но 20 лет назад они хотели отдать этот дом кому-нибудь, потому что это место требовало заботы, а мужчина, которому он принадлежал, был очень старым. Так что он хотел отдать это место кому-нибудь, кто смог бы о нем позаботиться – сам дом, пруд, храмы. Все это расположено в очень красивом месте.

К этому времени Свами Чинмаянанда один из учителей мандира, стал заботиться об этом месте. Сейчас там проходит много интересных мероприятий, это место, где встречаются запад и восток. И именно в этом месте, я веду йога-классы в доме Шанкарачарьи!

Энтони: Вот это да! Очень интересно!

● Саджи: Да, это просто изумительное место!

Энтони: Это очень важно, что у меня появилась возможность поговорить с тобой! Я думаю, большинство в иностранцев на самом деле не знают, кто такой Шанкарачарья, о том, что он основал движение бхакти в Индии, проповедовал знание о веданта-йоге.

● Саджи: Так и есть! Я сам обучался йоге в этом месте. Я был окружен всем этим, знаю уже много лет этих людей. Теперь я веду там собственный проект. Люди могут приезжать и жить там, в чудесной духовной атмосфере.

Энтони: Кстати, а на каком языке говорят люди в Керале?

● Саджи: На языке малаялам. Он очень близок к санскриту, малаялам на 50% состоит из санскрита.

Энтони: И ты по происхождению относишься к народу малялам?

● Саджи: Да

Энтони: О, я не знал об этом.

Энтони: Я отметил, что ты обучался в VYASA?

● Саджи: Да

Энтони: Как ты полагаешь, это является твоей линией преемственности в йоге? Или что-то другое?

● Саджи: В действительности, моя линия преемственности в йоге исходит из традиции Свами Сатьянанды, Бихарская школа йоги. Это то, как я начал свою традицию йоги от моего учителя, от Свами Сатьянды Сарасвати, Бихарская школа йоги. Когда я учился, у нас были проповеди и беседы. Потом мне захотелось получить высшее образование. И я пошел учиться в VYASA, где изучал йогатерапию. Это и есть моя квалификация, ученая степень в йоге. Я получил образование в VYASA и также у меня есть диплом Бихарской школы йоги, я прошел несколько курсов там. Также я встретил нескольких мастеров йоги в парикраме, как ты знаешь, это ритуальный обход святых мест. Я встретил Раджендра Гуру из традиции Гири и получил дикшу от него. Это Гири традиция, так же как и Свами Сатьянанда Сарасвати. Всего как известно существует 5-6 традиционных линий преемственности учителей йоги.

Энтони: То есть ты получил мантра-дикшу?

● Саджи: Да, он дал мне мантра-дикшу. Когда я был на Кумбха-меле, я встретил других учителей.

Энтони: На какой Кумбха-меле?

● Саджи: На последней.

Энтони: в Аллахабаде?

● Саджи: Да, это была последняя. Итак, я прогуливался и увидел большой шатер известного мастера. Я просто вошел, и неожиданно учитель позвал именно меня и дал мне дикшу. Это была вторая дикша от Шанкарачарья гуру-традиции. Когда мне было 14, я встретил Обнимающую Мать – Амма-джи. Так я пришел к духовной составляющей своей жизни. Дверь в духовность открылась для меня через эту встречу с Амма-джи. Она дала мне первую гуру-дикшу. Я жаждал получить дикшу в традиции Шанкарачарьи. Обычно для этого надо ехать к гуру, жить в ашраме, служить мастеру. А тут мастер просто позвал меня и все были удивлены, увидев это. Он дал мне дикшу, а также особую медитацию. Это чудесное благословение для меня. В течение 20 лет я искал возможности получить дикшу в этой традиции. Мы верим в том, что если у человека есть сильное намерение, то мастер придет к нему. Я очень рад этому. Это позволило значительно продвинуться на пути духовности.

Энтони: Точно так же как на нашем пути изучения мы встречаем кого-то, как ты. Ты появляешься на нашем пути. Это меня подводит меня к тому, чтобы спросить о твоем подходе к йоге… В чем по-твоему разница в подходах к йоге на Западе и в Индии?

● Саджи: Я думаю, что западный подход очень отличается. Я могу сказать, что на Востоке, в Индии, йога - это скорее духовная составляющая. Это ежедневная жизнь с утра до вечера, находитесь ли вы с семьей, дома, в храме, вы все время практикуете. Например, в моем доме я практикую йогу, я практикую медитацию, я практикую пранаяму в соответствии с моей семейной традицией. Для моей мамы йога - это своего рода религия. Она просыпается утром в 4 часа, одевается, принимает душ, готовит хорошую пуджу, она молится и уходит в храм, затем возвращается домой, готовит, убирает дом – все это для нее йога.

Энтони: То есть для нее это прежде всего бхакти и карма-йога.

● Саджи: Да, бхакти и карма. Она наслаждается такой жизнью. Если я принесу ей йога-мат размером 3 на 6 футов она не будет практиковать йогу таким образом. Потому что она подходит к йоге другим образом. К ней могут прийти соседи они будут сидеть и беседовать – это тоже йога, это то, как йога применяется в Индии. Йога - это жизнь.

Энтони: То есть йога тесно переплетена с жизнью?

● Саджи: Да. Йога - это часть жизни. И подход к йоге должен быть именно таким, это мой взгляд на йогу.

Энтони: в Европе духовная составляющая йоги не такая значительная. В основном у них много знаний, ожиданий, размышлений. Мысли, мысли, мысли… В западном подходе зачастую йога - это продолжение бизнеса. А также это продолжение Нью Эйджа. Там множество учителей, которые скорее проповедуют философию Нью Эйдж, но не философию йоги. То, что я изучил в Индии, кардинально противоположно этому.

У меня еще один вопрос. Я хочу сделать свой собственный йога-тренинг по йога-терапии. Меня очень интересует это направление. Что ты можешь сказать о терапевтической йоге и твоем подходе к этому?

● Саджи: Йогатерапия - это восточная традиция йоги. Она развивалась очень долго. Это интегрированная йога-терапия. И в таком подходе мы говорим о том, что существует физическое тело, которое вы можете видеть, затем эфирное тело, астральное тело, ментальное тело и тело истинного блаженства – всего пять тел. Их называют на санскрите Панча коша.

В йогатерапии мы даем технику, которая позволяет работать со всеми пятью слоями. Допустим, на физическом уровне мы даем йогические асаны плюс йогическую диету. На уровне эфирного тела, энергетическом уровне, мы даем пранаяму и другие энергетические практики. На уровне тела ума мы практикуем медитацию, нидра-йогу и киртан (воспевание, пение) и так далее. То есть в йога-терапии мы практикуем на всех пяти уровнях. Для развития тела мудрости мы обычно рекомендуем читать позитивные книги, например Багават Гиту или любые другие позитивные книги. И для тела блаженства мы просим людей практиковать карма йогу – действия без ожидания результата от этого действия. В йогатерапии множество разных видов техник и практик. И пока человек не научится балансировать все свои 5 тел, полного здоровья ему не достичь. Таков наш восточный подход к йогатерапии. Я думаю в западном подходе йогатерапия - это скорее физический уровень, когда практикуются асаны, и все. Еще одна вещь, в которую мы верим, – корень болезней в уме. Болезнь - это следствие деструктивного мышления. Когда наши мысли без конца крутятся, они забирают всю энергию физического тела. И приводят к заболеваниям сердца, легких, астме - поражена может быть любая часть тела. То есть корень бед – это ум. Наша задача подпитывать не только физическое тело, но и эфирное, астральное, ментальное и тело истинного блаженства.

Энтони: Хочу уточнить насчет тела истинного блаженства – это связь с высшим атманом?

● Саджи: Я бы сказал, что это самадхи.

Энтони: И последний вопрос: что бы ты хотел сказать ученикам - о выборе учителя, о поисках йоги, что следует сказать иностранцам от йоги в Индии?

● Саджи: Ты имеешь в виду, какое у меня послание?

Энтони: Да

● Саджи: Я веду множество семинаров и тренингов, и я обычно говорю людям: смотри не наружу, а внутрь. Практикуй не снаружи, а внутри. Бог не снаружи, а внутри. Найди свою душу, и ты найдешь блаженство.

Энтони: Отличная мысль!

Саджи: Спасибо!

Видео: http://www.youtube.com/watch?v=CSrPLbkvMGs