Найти тему

Настасья и маркетолог

Одна моя знакомая, скажем, Настасья, решила завести себе маркетолога. Я периодически наталкиваюсь на людей, таких, знаете, которые дома заводят мини-пигов, а в бизнесе – маркетологов. В первом случае зверушка сама по себе утирает нос гостям-соседям, во втором – должна еще и нести золотые яйца.

То есть понимаете, да? Формулу «будет маркетолог - будут расти прибыли» Настасья из кулуаров вынесла. Слово «прибыли» ей было понятно даже очень. Словом «маркетолог» Настасья решила сразу швырнуть в своего эйчара. А вот расплывчатое «будут расти» и все, что там между «маркетологом» и «прибылями», Настасья представляла себе смутно. Но решила, что они сами как-нибудь разберутся. А она, Настасья, сконцентрируется на «прибыли» и будет на правах собственника ее требовать.

Да, Настасья имела свой бизнес. Не одна, конечно, а с подругой. У подруги был муж банкир, 4-й размер и вообще внешность. А у Настасьи – непростое прошлое и пятеро мужей в анамнезе. Зато – железная хватка и MBA. Настасья им гордилась не меньше, чем подруга своим 4-м размером. А бизнес был на двоих (с кредитами), и, между прочим, имел все перспективы стать интересным… …очень интересным, востребованным и общественно значимым проектом в достаточно большом городе. Областном центре… А там глядишь… В общем, реально были возможности.

Маркетолог нашелся быстро (с мини-пигом было больше возни) – порекомендовали серьезные люди сильного специалиста.

Специалист проектом проникся. Прикипел, так сказать, душой. Поэтому, не отходя от кассы, вернее, прямо в недоремонтированном помещении при первой встрече стал фонтанировать идеями и раскладывать финансовый рост по полочкам, щедро приправляя простые и понятные Настасье слова «поток клиентов», «оборот», «прибыль», «деньги», «успех» странными звуками «KPI», «ROMI», «CAC», «LTV». В целом Настасье нравилось. Правда, ей стало как-то немного обидно, когда маркетолог попросил почитать бизнес-план.

- Разумеется, он у нас есть, - строго сказала Настасья, - но не на бумаге, а у меня в голове! Вы что думаете, я не разбираюсь?! Да у меня бизнес образование, чтоб вы знали!

Выскочка стушевался, пробормотал что-то про «мне бы просто, чтоб лучше понять цели и задачи…», в общем, понял, где его, маркетолога, место. Настасья сменила гнев на милость и перевела тему.

- Нам нужно, - сказала Настасья, - что-то типа АТС, ну чтобы звонить клиентам. Я потом вам дам базу для прозвона…

- …Не-не, не советую! – перебил маркетолог, - я, конечно, еще проанализирую детально, но даже на первый взгляд по вашей сфере и ЦА холодные прозвоны будут неэффективны, мы затратим время и ресурсы, но…

- Чтобы вы знали, - снова затвердела голосом Настасья, - я сама читала лекции по холодным звонкам в нескольких серьезных фирмах! И они работают! Везде. В них сомневаются только безграмотные дилетанты, а вы ведь профессионал, верно?!

- Дааа…- хам снова растерялся, - …просто многое зависит от сферы, ну и базы тоже…

- Вот и отлично, внесите сразу в план прозвон по базе. А теперь про АТС. Позвоните в [один из 4-х топовых операторов связи] и уточните их тарифы.

- А почему именно туда? – уже шепотом произнес маркетолог.

- Потому что у меня личный номер у них, и все устраивает. А еще, идемте, покажу, надо будет им сказать, что у нас тут телефонные провода… - и Настасья стремительно зашагала по коридору.

- …Но тарифы по личным номерам и на мини-АТС могут отличаться, - бормотал следом маркетолог, - …и условия… Боже, что за ...ужас?!
В маленькой подсобке на полу лежала куча проводов.

- Вы не знаете, что это?! Мне сказали, вы специалист…

- Да, я знаю, что это коммутационный узел, но…

- Вот и замечательно! – Настасья сама долго пыталась выяснить, как правильно назвать этот хаос в подсобке, который, как подсказали товарищи из бизнес-среды, нужен, чтобы с телефонами было все в порядке, и чтобы они были дешевые, как городские, – Я дам вам контакты айтишников, вы согласуете вопрос с ними и с телеоператором, нам нужны телефоны через две недели. В чем проблема?!

На лице у «специалиста» явно читалось недоумение. Настасью начали терзать смутные сомнения…

- Видите ли… Не то, чтобы я не понимал, о чем вы просите, или не мог бы решить задачу… Но я… Маркетолог.

- Да, и зарплата у вас хорошая!

- Ну… она средняя по рынку… Не важно. Просто в компетенцию маркетолога не входит настройка АТС.

- Послушайте, вы же видите, что мы на самом старте, - Настасья, помимо всего прочего, имела талант переговорщика. Ей всегда удавалось разрешить сложные ситуации, причем так, чтобы вышло именно по ее раскладу, но и человек чтоб остался доволен, - помогите мне с этим, пожалуйста, ведь про вас говорили, вы широкого профиля специалист и управленец даже. А у нас ведь и коммерческого директора нет пока, а там ведь и зарплата другая. Вдруг вы как раз прекрасно с оргвопросами справитесь, и мы уже сможем с вами про рост карьерный обсудить? Кстати, а это небольшой подарок для начала нашего с вами сотрудничества.

Маркетолог вздохнул тяжело. Подарок взял. И помочь согласился. Следующие месяцы он объяснял айтишникам где, как и какие должны стоять компьютеры, телефоны и точки вайфай доступа, объяснял телефонистам, сколько будет рабочих станций и под какие потоки – входящие или исходящие. Готовил договора. Настасья просто показывала пальцем, где и что. И сильно расстраивалась, когда маркетолог приносил счета – по деньгам получалось многовато.

Настасья жаловалась, что специалист сильно подтупливает – надо сделать по самому минимуму, в смысле, по деньгам. Ну, взять тариф попроще, аппараты списанные, да и вообще чего возиться с проводами, давайте все же оператором симки возьмем. А маркетолог нудил что-то про поток клиентов, безопасность данных и стабильность связи.

Потом Настасья поручила маркетологу обеспечить дверные таблички, вывеску и информационные доски. Этот «профессионал» насчитал там бешеные тысячи – подрядчиков, поди, по принципу «дорого и бесполезно» искал. Вот, например, «дизайн-макет» – это что? За это зачем платить?

- Вы. Не. Умеете. Пользоваться. Фотошопом? – Настасья теперь могла принимать сотрудника в личном кабинете, являя собой воплощение Руководителя-Крупного-Проекта.

- Я маркетолог. Я не дизайнер, - развел он руками.

- Мне говорили, вы умеете!

- Я умею… но я не дизайнер… Но, вот, смотрите, пока вы бизнес-план на бумагу не перенесли, я маркетинг план набросал… Вот…

- Вы понимаете, что мы открываемся, и нас оштрафуют, если не будет, например, режимника?! А клиенты нас найдут без вывески? А в помещении как ваш «поток» будет ориентироваться, а? Вы понимаете, что на счету каждая копейка? Вам сложно таблички нарисовать? И вообще у нас ни имени, ни логотипа!

Маркетолог организовал разработку лого и фирменного стиля, нарисовал таблички (нашел подрядчиков – самых дешевых). Копался долго, снова пытался подсунуть какой-то план. Взялся за вывеску. Тут уж, слава Богу, вмешалась Илона, партнер по бизнесу. Илона грудью, тем самым 4-м размером, встала на защиту эстетики предприятия. У нее вкус безупречный, и с этим Настасья, конечно же, была всецело согласна. Но тут нудный сотрудник взвыл про бюджет, про то, что вывеску а ля световой короб с объемными буквами можно заменить штендером, а сейчас бы все же определить стратегию продвижения и, например, анонсировать предприятие.

- Тогда нам нужны пленки на окна! – сказала Настасья, - большие и с фото и текстом. На все окна, - Илона кивнула.

- ...Но дизайн-регламент…,- икнул маркетолог.

- И банкет на открытие!

- Банкет?! – скрипнул голосом маркетолог.

- Да! Илона пригласит на него коллег мужа. И у нас будут дорогие клиенты!

- Но… у нас ЦА – пожилые люди среднего достатка.

- А у банкиров что, нет пожилых родителей?! И их что, не будут пускать к нам, потому что достаток выше среднего?!

- Нет, но… Можно было бы под открытие придумать что-то именно для целевых клиентов!

- Запишите в план банкет. Илона даст вам список для отрисовки приглашений, - поставила точку в споре Настасья. Илона изящно кивнула. – И еще. Нам нужен сайт.
Маркетолог заметно оживился, пробормотал что-то про онлайн-продвижение. И через несколько дней принес странное.

- Это что? – спросила Настасья. Она уже порядком подустала от странного сотрудника: распоряжения выполняет плохо, со всем спорит, постоянно сует под нос какие-то цифры-буквы. И вот, опять.

- Это макет. Я немного… ну, умею. Я понял уже, что на разработку макета сайта навряд ли будут деньги, поэтому я сам. А вот сайт сделать не смогу. И дизайн. Но мы уже сэкономили! Много!

- А от меня чего надо?

- Чтоб утвердили макет.

- А, - Настасья вглядывалась в странные квадраты-прямоугольники, пытаясь представить что-то похожее на сайт, - не, ну вы ж разбираетесь, да? А я вам доверяю. Короче, да, утверждаю. Но смотрите, сайт будет делать программист, которого я дам. У знакомых есть. Хороший. И берет недорого.

- Замечательно! Я подготовлю ТЗ!
Настасья коснулась пальцами лба в изящном жесте (Илона хороший учитель), изобразила взглядом головную и душевную боль одновременно и тихим голосом попросила маркетолога больше не ругаться, а заняться, наконец, работой, потому как результатов его деятельности она, Настасья, не видит. Но зарплату, тем не менее, платит.

Дальше пошло одно расстройство. Например, в чем проблема нарисовать листочки-флаеры? Детские такие, яркие. Чтобы по детским садикам раскидать. При чем тут опять ЦА?! Вот чего он нудит, этот «маркетолог»? Сказано рисовать и печатать – да делай уже. Ничего страшного, что это не по теме предприятия. Темы, знаете ли, тоже меняются. В сторону денег. А в чем проблема сотрудников прозвонить и все данные по ним собрать? У бездельника время есть, это известно точно. Пусть займется делом, наконец. Прийти скайп поставить - проблема? А еще вот нужна система учета – ну он же сечет в компьютерах – пусть займется этой, как ее… CRM! Нужна недорогая! И хорошая!

А сайт! Откуда 20 тысяч?! Вот откуда?! Настасьин знакомый (между прочим, он когда-то занимался сайтами) он говорит, сайт-визитка (А это сайт-визитка! Нет, Настасья не видит там ничего сложного!) стоит 6 тысяч. Да, Настасья просто не знала расценки, потому и утвердила бюджет. А сейчас ей помогли разобраться что-где. Вот чего этот «маркетолог» ее дурит?! А потом еще нахамил. У Настасьи потом голова болела и давление… В общем этот человек, которому она платила ну вот незаслуженно много, заявил, что ее стиль управления – хаос и бардак. И что как руководитель она просто ужас. И что он занимается, видите ли, не маркетингом, а черти чем! И проект уплыл в никуда! И вообще, «заплатите разработчику за сайт»!

Настасья с «маркетологом» рассталась. И нисколько не горюет – сейчас всеми такими вопросами рулит Илона. Она большая молодец, и красивая. Банкиры ее любят, поэтому их совместный бизнес обслуживает парочку очень состоятельных клиентов. Своих. Но по началу же всегда для своих работают, верно? В общем, Настасья никому не рекомендует брать маркетолога. Это шарлатаны. И «мыльные пузыри». От них
толку как от мини-пига – «едят» много, а вот прибыли никакой не видно.

Настасья – предприниматель. Будь как Настасья!

Хотя, конечно же, еще большой вопрос, а была ли «Настасья»? Слишком уж образ получился идеальный, правильный и лощеный.

А вот дармоедов-маркетологов я знаю! Все они такие!

И кстати, ни один мини-пиг во время написания этого текста не пострадал!