Найти тему
РЕКА ВРЕМЕНИ

Иван Кожедуб во время Корейской войны сбил 17 американских самолетов

В 1950 году на Корейском полуострове началась война между Севером и Югом. В той войне коммунистический Север поддерживали СССР и Китай, Западные страны во главе с США, объявив КНДР агрессором, под флагом ООН поддерживали Юг.

Техническое превосходство США в воздухе было неоспоримым. Авиация Соединенных Штатов безраздельно господствовала в воздухе, а у Северной Кореи практически не было авиации, способной прикрывать стратегически важные объекты от налетов американской авиации.

Северная Корея терпела поражение в той войне, и казалось, что дни КНДР сочтены, но на помощь пришел коммунистический Китай. Мао Цзэдун считал, что в случае поражения Северной Кореи американские базы на полуострове будут представлять для Китая серьезную угрозу. В октябре 1950 года «китайские добровольцы» пересекли границу Кореи, и наступление войск коалиции было остановлено.

Советский Союз ограничился лишь воздушной поддержкой. При этом аэродромы находились на территории КНР, и советские летчики совершали вылеты по прикрытию воздушного пространства Северной Кореи с территории Китая.

Эта воздушная война примечательна тем, что именно в этой войне произошел закат эры поршневых самолетов. В воздушных сражениях доминировали реактивные машины. Применение советской стороной истребителей МиГ-15 стало для американцев неожиданным и неприятным сюрпризом.

В Корейской войне прославленный советский ас Иван Никитович Кожедуб командовал 324-й истребительной авиадивизией. Советский Союз тщательно скрывали участие в той войне. Летчики ходили в форме НОАК, фотографий в личных документах не было. Их даже заставили изучать китайский язык, чтобы радиопереговоры они вели в воздухе на-китайском, что, конечно, завершилось неудачей.

-2

Официальный псевдоним Кожедуба в Корейской войне-Крылов, но летчик шутил, что на десять месяцев он стал Ли Си Цином.

Для американцев не было секретом, что же это за «китайцы» воюют против них, но предпочитали об этом помалкивать. У них не было неопровержимых доказательств.

Дивизия под командованием Кожедуба в боях в небе Северной Кореи сбила 215 вражеских самолетов, потеряла 52 МиГа. Домой не вернулись десять летчиков.

Ивану Никитовичу запрещалось вылетать на выполнение боевых заданий. Поэтому к немецкому счету в шестьдесят два сбитых немецких самолета, он не добавил ни одного американского.

Но в документальном цикле Сергей Медведева «Тайны века», в фильме «Две войны Ивана Кожедуба», утверждается, что Иван Никитович все же нарушал приказ самого Сталина.

Можно понять, почему Кожедубу запрещали летать. Во-первых – потеря прославленного аса была просто недопустима. Во-вторых - хоть и маловероятно, но для летчика всегда существует опасность плена. В Корее летчики летали над территорией, контролируемой войсками Ким Ир Сена и не один советский летчик, сбитый в воздушном бою, не попал в плен. Эту зону, где в воздушной схватке сошлись советские и американские летчики, впоследствии стали называть «Аллеей МиГов».

Но даже если теоретически существует вероятность плена, то предотвратить это необходимо было любыми путями. Вот поэтому и запретили Ивану Никитовичу принимать участие в воздушных боях.

-3

В фильме Сергея Медведева говориться, что в одном из ночных боев самолет Кожедуба был сбит. Об этом рассказал военный историк Николай Бодрихин.

Кожедуб вылетал на боевые задания только тогда, когда в части не было его замполита. С замполитом у него сложились хорошие отношения, вот только тот строго следил за тем, чтобы азартный Кожедуб не нарушал приказа командования о запрете на полеты.

Обычно Кожедуб совершал вылеты по перехвату самолетов-разведчиков. И вот однажды его самолет подбили, и летчику пришлось покинуть кабину падающей машины. Ветер сносил его на нейтральную территорию.

Южнокорейцы попытались захватить Кожедуба в плен, но на помощь пришли китайские добровольцы и в рукопашной схватке буквально вырвали из рук южнокорейских солдат советского летчика.

Эта история впервые была рассказана сыну Ивана Никитовича, Никите, в 1991 году китайскими ветеранами. Единственное о чем они просили Никиту, не разглашать эти факты, и он исполнил их просьбу.

Всего же, по их заверениям, Кожедуб за время корейской командировки, то есть за десять месяцев, сбил 17 американских самолетов. Однако документальных подтверждений этому нет.

С учетом того, что в СССР участие советских летчиков в Корейской войне тщательно замалчивалось, то в этом нет ничего удивительного.

Но если это так, то к 62 сбитым немецким самолетам можно смело добавлять еще 19, так как в 1945 году в воздушном бою над Берлином Иван Никитович сбил два американских «Мустанга», которые пытались его атаковать.

Тогда комдив Савицкий сказал Кожедубу: «Эти два самолета в счет будущей войны».

Поэтому 17+2=19. И, как итог, если прибавить эти 19 американских самолета к 62 немецким, то общий итог побед прославленного аса будет равен 81.