Аюрведа (от санскрит. āyus – жизнь, долголетие + veda – знание, обре-тение) – одна из традиционных систем врачевания, которая в течение тысяч лет формировалась на Индостанском субконтиненте и в наши дни широко используется в различных странах мира [5].
Принципы аюрведического врачевания изложены в классических санскритских трактатах, главные из которых называются «большой трилогией» (bṛhat-trayī) и включают «Чарака-самхиту» (санскрит. – «собрание Чараки»), «Сушрута-самхиту» (санскрит. – «собрание Сушруты») и «Аштанга-хридайам» (санскрит. – «суть восьми разделов [аюрведы]») [5]. Каждый из этих источников содержит описание восьми разделов, или частей, аюрведического врачевания.
Первый раздел, согласно «Чарака-самхите» (1.30.28), называется «кайа-чикитса» (санскрит. – «лечение тела»). Этот же термин используется в «Сушрута-самхите» (1.1.8) и «Аштанга-хридайам» (1.1.5). Наиболее часто его именуют лечением внутренних болезней. Он описывает такие состояния, как лихорадки, кожные заболевания, болезни мочевыделительной системы и т.п. [1;2;3].
Следующий раздел – «щалакйа», или лечение болезней головы и шеи. «Аштанга-хридайам» (1.1.5) называет его «урдхванга-чикитса», или лечение болезней верхней части тела [1;2;3]. Далее следует «щалйа-апахартрикам», или устранение болезней с помощью оперативных методов, хирургия. «Аштанга-хридайам» (1.1.5) и «Сушрута-самхита» (1.1.7) называет его «щалйа-чикитса» и «щалйа» соответственно, причём Сушрута ставит его на первое место в своём изложении этой темы [1;2;3].
Четвёртый раздел именуется «вишагара-ваиродхика-пращамана», или успокоение расстройств, связанных с отравлением ядами, токсикология. «Аштанга-хридайам» (1.1.5) называет его «дамштра-чикитса», а «Сушрута-самхита» (1.1.7) – «агада-тантрам».
Далее идёт «бхута-видйа», или учение о духах. Этот раздел описывает состояния, связанные с овладением человека различными духами, и включает в себя элементы современной психиатрии. «Аштанга-хридайам» (1.1.5) именует его «граха-чикитса» [1;2;3]. Шестой раздел называется «каумара-бхритйака», или забота о детях, включающий в себя элементы современных педиатрии и акушерства. Сушрута (1.1.7) использует практически то же название – «каумара-бхритйам», а Вагбхата (1.1.5) – «бала-чикитса».
Далее следует «расайанам», или раздел, посвященный продлению жизни или омолаживающей терапии. «Сушрута-самхита» (1.1.7) называет его «расайана-тантрам», а «Аштанга-хридайам» (1.1.5) – «джара-чикитса», или лечение старости. Замыкает это перечисление раздел, называемый в «Чарака-самхите» (1.30.28) словом «ваджикарана». Он описывает способы увеличе-ния половой силы и репродуктивной способности. Сушрута (1.1.7) называет его «ваджикарана-тантрам», а Вагбхата – «вриша-чикитса» [1;2;3].
Таким образом, лечение любого заболевания описывается в том или ином разделе аюрведы.
Литература
1. Caraka-saṃhitā. Agniveśa`s treatise refined and annotated by Caraka and redacted by Dṛḍhabala. Text with English translation. Editor-translator prof. Pri-yavrat Sharma. Vol. 1. Varanasi: Chaukambha Orientalia, 2001. – 544 p.
2. The Sushrutasamhita Of Sushruta With The Nibandhasangraha Commen-tary Of Shri Dalhaṇāchārya. Edited By Jādavji Trikumji Āchārya. - Bombay, 1915. - 785 p.
3. Vagbhata’s Ashtanga Hridayam, translated by К. R. Srikantha Murthy, vol. 1. - Krishnadas Academy: Varanasi, India, 1991. – 523 p.
4. Суботялов М.А., Дружинин В.Ю. Письменные источники Аюрведы как основа медицинского образования // Философия образования. - № 2 (47). - 2013. – С. 224 – 229.
5. Суботялов М.А., Сорокина Т.С., Дружинин В.Ю. Этапы развития аюрведической медицины // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - № 2. - 2013. – С. 57 – 60.
Ссылка для цитирования: Дружинин В.Ю., Суботялов М.А. «Чарака-самхита» о разделах аюрведической медицины // Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья. – 2013. – № S1. – С. 60 - 61