Вот о чем подумала: когда стала работать в школе, задала себе сложный вопрос:
-Зачем иду туда, если не умею общаться с детьми?
Я сама - большой ребенок. Каждый раз набиваю шишки о взрослую жизнь. И почему-то так сложилось, что, когда все ж таки подросла, разучилась понимать маленьких детей. Потом перестала воспринимать подростков. Ну, что они могут сказать, ведь их ничего не интересует, они наивные, раздраженные, возраст этот...
Не кидайтесь тапками, но я детей не любила и боялась.
У меня 5 племянников и племянниц. Четверо не знают русского языка, потому что живут за границей. И когда меня заставляли водиться, я глупо улыбалась и смотрела в одну точку, а ребенок играл сам по себе и был хозяином ситуации. Всегда хотелось, чтобы родственники пришли быстрее и этот детский сад благополучно закончился. Во мне не было ни ответственности, ни желания общаться, ни какого-то кровного зова.
Поэтому я обалдела от себя, согласившись на учительскую работу. Не понимала, какой урок могу преподать другим, когда сама еще недополучила главных уроков жизни.
Будь у меня младшие классы, я бы точно провалилась, но повезло, что досталось среднее и старшее звено. Начала на равных с намеком "мы тут как бы взрослые, давайте общаться по делу". А сама думала: "Они ж в сущности пока ничего толком не умеют. Какое еще дело?"
Знаете, дети дадут сто очков вперед любому взрослому.
Иногда удивляешься, откуда у троечника такой осмысленный взгляд на жизнь или насколько быстрыми и прошаренными могут оказаться медлительные в учебе ребята. Я поняла одно: снобизм в отношении к ребенку, подростку вообще не к месту.
И, как только это усвоила, они меня полюбили. А я - их.
Я впервые поняла, что значит быть ответственным за другого человека. Что значит крикнуть "надень шапку!" не потому, что так кричат взрослые, а потому, что эти модники заболеют без головных уборов. Почувствовала, как трудно извиниться перед маленьким человечком,потому что ты не права, ты не поняла, а он смотрит и ждет чего-то. Я получаю настоящую полевую почту: письма, открытки, валентинки. Они абсолютно незатейливые, ничего такого нехорошего в них нет и этим они ценны. Признаться, я ношу их с собой повсюду, они запиханы в тетрадях, сумках, блокнотах, альбомах. Это - часть жизни.
Теперь я и дети - друзья. Не могу быть им классной мамой, тетей, дамой, но старшей сестрой - вполне. Я знаю, чем они живут, какую музыку слушают, с кем дружат, о ком сплетничают. Я не выпытываю - они сами приходят и рассказывают. Дежурят в моем кабинете - просто заходят и хозяйничают, хотя это вовсе не обязательно. Рисуют забавные рожицы на доске и страшных теть на холодных окнах. Со смехом тычут пальцем в стекло и, кое-как сдерживаясь, усмехаются:
-А похожа на вас?
-Конечно, одно лицо,- отвечаю я.
В определенные моменты мне этого не хватает, будто день прошел зря.
Поэтому на вопрос поста отвечу коротко: ЭТО НЕРЕАЛЬНО. Невозможно работать в школе и быть равнодушной.