Найти в Дзене

Поведенческая этика.

В месяц информирования об аутизме, хотелось бы помочь в первую очередь родителям детей (и не только с аутизмом) в получении эффективной коррекционной помощи.

Многие знают, что один из научно доказанных (и эффективных) методов коррекции поведения и обучения является ПАП (прикладной анализ поведения или АВА по-английски). Но бывает так, что занятия не приносят пользы, ребенок будто топчется на месте, иногда даже боится занятий.. Это случается по разным причинам и одна из них -- это несоблюдение принципов этического кодекса поведенческого аналитика. Многие специалисты нарушают этический кодекс (а он есть, и абсолютно для родителей не скрыт, достаточно зайти на сайт BACB.COM и скачать бесплатно), иногда это даже делается осознанно, но это уже редкие исключения. В любом случае, специалист ОБЯЗАН следовать этическому кодексу.

Наиболее часто нарушаемые пункты этического кодекса:

  • Границы компетенции -- к примеру, терапист советует вам перестать принимать препарат, прописанный врачом, потому, что “ну зачем ребенка-то травить? Вот я другого своего ученика настойкой боярышника вылечила от аутизма! Сейчас вашему тоже налью! ”.

Выдержка из кодекса: “Bсе поведенческие аналитики предоставляют услуги, проводят обучение, научные исследования, оставаясь в рамках своей компетенции, определяемой их образованием, тренингами и опытом, полученным в ходе супервизий.” Ну не может терапист вам назначить/посоветовать препарат, диету, чистки и прочее. ПРОСТО НЕ ИМЕЕТ ПРАВА. Терапист может дать вам контакты других проверенных специалистов (педиатра, невролога, психиатра, но никак не гомеопата или остеопата), но даже такое не приветствуется.

  • Поддержание компетенции и профессиональное развитие -- например, терапист прошел 1 модуль обучающей программы много лет назад (как говорится “это было давно и неправда”), не посещает тренинги и семинары (“ну а зачем деньги тратить? Я итак все умею!”), не супервизируется (“супервизии дорогие,супервизоры сами ничего не знают, сидят там у себя в Москве и только отчеты о работе требуют! Зачем мне отчеты, я итак знаю, что хорошо работаю! Не буду супервизироваться!”). Специалист ОБЯЗАН обучаться. Тут все просто.
  • Сохранение конфиденциальности -- терапист не имеет права рассказывать третьим лицам о том, с кем он занимается, как и где. Специалист может рассказать случай из практики,но должен он это сделать таким образом, чтобы никто не мог идентифицировать (узнать)его клиента. Если “специалист” говорит “ой, да у меня тут один ребенок занимается, Вася с улицы Кукуева, он еще постоянно с рюкзаком ходит, синий такой рюкзак, с котятами.Он намного тяжелее вашего, там вообще все безнадежно, у вас еще терпимо!”, возможно стоит задуматься.

Туда же входит выкладывание фото/видео детей в интернет без полученного письменного согласия (да, даже со смайликом вместо лица фото выкладывать нельзя). Также терапист не имеет права показывать видео, снятые для супервизии другим специалистам без согласия родителя.

  • Эффективность вмешательства/лечения -- родители имеют право требовать результата, обещанного специалистом. Адекватный специалист не даст вам обещаний, которые выполнить в данный момент не может.

Как распознать плохого специалиста?

Если вы видите, что

  • прогресса у ребенка практически нет уже длительное время (например, спустя годы занятий, ребенок так и не научился самообслуживаться, выполнять простые инструкции и тд) и специалист ничего с этим не делает.
  • специалист ничего не объясняет,выгоняет вас из кабинета всеми правдами и неправдами (“ой, он/она когда вас не бывает, занимается намного лучше”).
  • вы не понимаете, что специалист делает с ребенком и он не пытается вам объяснить доступным языком и примерами.
  • происходит насилие над ребенком (ребенка запирают столом, чрезмерно используют метод “гашения”, бьют, кричат)
  • если вы заплатили за разработку программы, но прошло уже полгода, а ее все нет и нет..
  • специалист договаривается работать за одну цену, а в процессе работы требует с вас дополнительных выплат
  • неуважительно относится к ребенку и вам (“ой, да он ничего не понимает, он же аутист”, “где вы раньше были, вы запустили ребенка!” ) и многое другое...,
  • ребенок боится идти на занятия ...

то задумайтесь над так ли нужен вам этот специалист? Не навредит ли он вашему ребенку?