Сегодня я представляю Вашему вниманию один из первых фильмов Люка Бессона "НикитА" 1990 года. Я специально выделил последнюю букву в названии заглавной, потому что ударение делается именно на нее, в отличие от привычного многим русского имени. Фильм породил множество сериалов, как американских, так и канадских, а в 1993 вышел его римейк под названием "Возврата нет", где главную роль исполнила Бриджит Фонда.
Но, как говориться, все новое - это хорошо забытое старое. Вот и сегодня я хочу поговорить об оригинальном фильме 1990 года, который и сейчас, даже спустя 30 лет, смотрится очень живо и ярко, благодаря отличным сценам погонь и перестрелок, щедро сдобренных изящным французским юмором.
Сюжет знакомит нас с молодой девушкой по имени НикитА (Анн Парийо), которая в компании своих друзей-наркоманов, страдающих от ломки, решает ограбить аптеку, принадлежащую отцу одного из них. Хозяин аптеки, услышав взломщиков, сразу же вызывает полицию, после чего решает сам выяснить в чем же там дело. Далее мы становимся свидетелями трагичной сцены встречи отца с сыном, которая перерастает в перестрелку грабителей с прибывшим нарядом полиции.
В итоге, когда дым рассеивается, в живых остается только НикитА. Ей предъявляют обвинение, как соучастнице нападения на полицию, в результате чего трое полицейских были убиты, один из которых был убит лично ей. В качестве наказания за это преступление, ее приговаривают к пожизненному заключению.
Но в ее судьбу вмешиваются сотрудники спецслужб, которые делают ей инъекцию снотворного, после чего инсценируют ее смерть от передозировки и организуют похороны, чтобы официально ее признали мертвой. В реальности же НикитА попадает в центр подготовки спецагентов, работающих наемными убийцами по приказу властей.
Оказавшись в новом для нее месте, НикитА знакомится со своим будущим куратором по имени Боб (Чеки Карио), который наглядно обрисовывает ей две возможных перспективы.
Во-первых, она соглашается пройти курс подготовки и начнет работать на правительство, выполняя заказы по ликвидации поставленных целей.
Во-вторых, она отказывается от этого. Тогда ее инсценированная смерть превратится в реальную, тем более, что могила уже есть, а все родственники и так знают, что она умерла.
После недолгого раздумья, она соглашается начать тренировки. Однако ее прошлая жизнь и бесконтрольное поведение становятся серьезной проблемой в ее обучении, постоянно становясь поводом для жалоб на нее со стороны педагогов. Тогда Боб решает с ней поговорить, обозначив сроки в две недели, которые отводятся девушке, чтобы перестать конфликтовать с окружающими и взяться за ум. Ведь в противном случае она займет свою, пока еще пустующую, могилу на кладбище.
Разговор оказывает нужный эффект и спустя отведенное ей время НикитА заканчивает свою подготовку. После чего Боб приглашает ее на ужин в один из ресторанов города, что становится полной и приятной неожиданностью для девушки, ведь раньше ей было строго запрещено покидать стены центра подготовки.
Но радость девушки длится недолго. Буквально сразу же, по приходу в ресторан, она понимает, что пришла сюда вовсе не праздновать, а на свое первое в жизни задание, которое ставит перед ней ее куратор. Оно заключается в убийстве одного из посетителей, сидящего за соседним столиком. Боб объясняет ей порядок действий и пути отхода, после чего НикитА приступает к выполнению задания.
Однако, после убийства цели, она с ужасом понимает, что вариант отхода, озвученный Бобом невозможен. Тогда ей приходится вступить в крайне ожесточенную перестрелку с телохранителями убитого ей человека, после чего она, с большим трудом, покидает ресторан и возвращается к себе на базу.
В приступе ярости, она набрасывается на своего куратора, на что тот вполне спокойно ей отвечает, что события в ресторане были по сути ее выпускным экзаменом, через который проходят все агенты, закончившие подготовку. После чего, он ей торжественно объявляет, что теперь она становится спящим агентом, ведущим обычную размеренную жизнь, в ожидании звонка телефона. А когда этот день настанет, она должна будет четко следовать полученным в разговоре инструкциям.
Таким образом, НикитА снова возвращается в большой мир. Но сейчас она уже стала совсем другим человеком, благодаря времени проведенному в центре подготовки. И ей предстоит выполнить множество опасных заданий в будущем, скрывая свою истинную личность от окружающих и постоянно находясь в боевой готовности.
Фильм полон головокружительных сцен погонь и перестрелок, мастерски снятых Люком Бессоном. Плюс ко всему зрителю постоянно показывают явное несоответствие образа хрупкой девушки Анн Парийо, сыгравшей Никиту, и ее роли в предстоящих миссиях.
Взять хотя бы сцену в ванной комнате, когда она буквально на коленках собирает снайперскую винтовку, из которой чуть позже убивает свою цель. Или ее безбашенное поведение в начале фильма и ту реальную опасность, которую она представляет для окружающих, посмевших ей угрожать.
Также очень мило выглядят отношения между девушкой и ее куратором, которые очевидно далеко выходят за рамки профессиональных, но это не мешает им обоим выполнять поставленные перед ними задачи. И легкую трагичность фильму придает душевная история любви Никиты и ее парня-кассира Марко из супермаркета, которой не суждено получить счастливый конец.
Отдельного внимания заслуживает персонаж Жана Рено.
Его "Чистильщик" Виктор - это педантичный фанат своего дела, абсолютно безэмоциональный и при этом одержимый единственным желанием в жизни - довести начатое им дело до конца любой ценой. Что и становится причиной ряда проблем в начале их знакомства с главной героиней, но также и является тем фактором, который располагает к нему зрителей, хотя его время на экране будет очень недолгим.
Наверное именно этот его образ и то как красочно он его исполнил и подтолкнули затем Люка Бессона к созданию фильма "Леон", где Жан Рено уже сумел полностью раскрыться как персонаж, что позволило ему стать в будущем любимцем зрителей во всем мире.