Джордан Пил – удивительный режиссер, даже по голливудским меркам. Буквально с первого же своего крупного проекта он становится одним из самых востребованных профессионалов, пачками забирая с кинофестивалей награды за «Прочь». Не каждому режиссеру удается с дебютом пробиться в мир акул кинобизнеса, да еще с такой помпой. Именно поэтому триллер «Мы» приковал к себе внимание многих. Был ли фильм «Прочь» всего лишь удачей или же «Мы» Джордана Пила такое же меткое и остросоциальное кино?
Сюжет.
Во время семейной прогулки юная Аделаида Томас прогуливается со своими родителями по набережной Санта-Крус. Мама оставляет отца приглядеть за девочкой и отлучается, а родитель, увлеченный игрой, не слишком ответственно относится к делу. Аделаиду притягивает странный зеркальный лабиринт, расположенный вдалеке от огней ярмарки. Зайдя в него, девочка обнаруживает там свою точную копию из плоти и крови. Двойник пугает ребенка, и после этого случая Аделаида перестает разговаривать. Психолог говорит обеспокоенным родителям, что потерявшаяся малышка испытала невероятный стресс.
Спустя несколько лет, Аделаида вновь возвращается на побережье Санта-Крус вместе с любимым мужем и детьми. Воспоминания тревожат женщину, но все вокруг убеждают её, что всё в порядке. И стоило ей в это поверить, как на пороге их пляжного домика появляется пугающая семья. Семья их двойников, теней. И они хотят убить тех, кто слишком долго наслаждался беззаботной жизнью наверху.
Юмор.
Скажу честно – я смеялась. Этот нервный, короткий, но вполне уместный смешок вырывался у меня в течение всей картины. Самое обидное, что на большинстве шуток, особенно во второй половине, смеялась в зале я одна, из-за чего меня, наверное, сочли долбанутой на всю голову. Но не суть.
Пил превосходно выдерживает баланс между смешным, тревожащим, ужасным и пародийным, играет на контрастах. Все считают дурацкую лодку отца отстоем? А она им жизнь спасла, причем дважды. Батя достает биту? Ему этой битой сломают ногу, а потом он будет использовать оружие как костыль. Умирающая женщина просит местный аналог Сири «вызвать нахрен полицию»? Бездушная помощница ставит для хозяйки песню «Нахрен полицию». И так везде.
Восприятие идеи.
При этом, не стоит забывать, что картины Джордана Пила – социальный комментарий. На этот раз, если можно верить умным людям, это критика культуры потребления американцев и«золотого миллиарда», тех людей, которые пользуются всеми благами этого мира, пока остальные вынуждены пребывать в грязи и бедности. Двойники – жалкие, сошедшие с ума марионетки, вынужденные повторять действия своих обладателей. Но если реальные люди проживают жизнь, какой бы она ни была, то двойники не обладают волей и просто копируют жизнь. Меня очень тронула притча Ред о девочке-тени. И после такой простой истории ты действительно проникаешься трагедией злодейки.
«Мы» – полусказочная притча. О неравенстве, о несправедливости, жестокости. Но, как это ни странно, всю магию убили объяснения, которые должны были сделать историю понятнее, но сделали ее дурацкой и еще более непонятной. Этот фильм – тот случай, когда объяснения "кто", "зачем" и "почему" не были нужны. А дело вот в чем.
Весь фильм – крутой, интригующий, кровожадный триллер и фильм ужасов. Все происходит без какой-либо экспозиции о происхождении двойников, о том, зачем они нужны. Просто к простым людям в дома ломятся сумасшедшие машины для убийств. А потом они становятся в круг, в знак протеста. Окей, с этого момента нужно было заканчивать. Ведь после этого нам в оставшиеся 15 минут вываливают кучу информации о Связанных, снабдив это очевиднейшим поворотом сюжета. Как будто режиссер, снимавший до этого притчу, в самом конце спохватился, что как бы нужно все объяснить и добавить в «мэджик» реальности, чтобы было «социальненько».
Пока это воспринималось как притча, зрителю не требовались эти объяснения, ведь в этом жанре принимаются условности, на которые приходится пойти автору для лучшей запоминаемости образов. Но если уж решил связать с реальностью, то будь добр, дружочек, быть правдоподобным. Как ни странно, эти объяснения в духе Рен ТВ о тайном заговоре запутывают еще больше. И из-за этого возникает диссонанс, как будто бы вы ходили в кино на «Мстителей», а вам вместо последних пятнадцати минут супергеройского махача включили польский артхаус.
Актеры.
Многие пророчат Лупите Нионго «Оскар» в следующем году. И, знаете, не зря. Она здесь действительно великолепна. Прекрасная, убедительная, пугающая в нужных моментах. Аделаида и Ред получились одинаково-разными, харизматичными.
Отдельно хочется похвалить и Элизабет Мосс за роль Китти, подруги главной героини. Ее поехавший крышей двойник – один из самых пугающих и запоминающихся образов картины. А какие у нее там безумные глаза, мама дорогая! Одно загляденье.
Понравилось или нет?
Да, понравилось. Изобретательный, уморительно смешной фильм ужасов с крутыми актерами на главных ролях. Тем не менее, если сравнивать два фильма маэстро, то «Прочь» – гораздо более цельная картина, являющаяся как хорошим, крепким триллером (продуманным и правдоподобным, Джордан!), так и социальным комментарием.