Прекрасным примером сатирического произведения об алхимии является одноактная пьеса «Алхимист» Александра Ивановича Клушина (1763–1804). Личность эта во многих отношениях неординарная. Будущий драматург и поэт родился в г. Ливны Орловской губернии в семье мелкого чиновника. Среди его произведений – несколько одноактных пьес, среди которых и комедия «Алхимист». Она была поставлена 13 июня 1793 г., ее очень благосклонно восприняла публика. При жизни автора пьесу так и не напечатали, она увидела свет в печатном виде лишь в 1950 г.
Главный персонаж короткой пьесы А. И. Клушина – человек с говорящей фамилией Вскипятилин, страстный фанатик алхимии. Он тщетно пытается получить философский камень и в своих сумасбродных и безуспешных исканиях растрачивает состояние, лишается имения, напрочь забывает о семье и детях, мысли его целиком поглощены алхимическими опытами. Друг Вскипятилина, также с говорящей фамилией (Здравомыслов), всячески пытается отговорить его от бесполезного и достойного сожаления занятия, но безуспешно. Тогда Здравомыслов прибегает к распространенной в комедиях уловке – переодеванию. Вначале он является к Вскипятилину под видом ротмистра Рубакина и просит у того «бессмертные капли» – не для себя, а, что примечательно, для своей лошади. Естественно, никакие капли ему получить не удается, и тогда Рубакин объявляет неудачливого алхимика шарлатаном и хохочет над его бесполезной наукой. Затем, снова переодевшись, Здравомыслов представляется почитателем алхимии по фамилии Криспин. Он заявляет Вскипятилину, что питает «страсть к наукам, а особливо к чрезъестественным». Рассказав любителю алхимии множество небылиц о тайных науках, Криспин удаляется, украв кошелек с червонцами и часы Вскипятилина. На смену Криспину является перепуганный неуклюжий и закомплексованный молодец Разгильдяев, который утверждает, что он скрывается от погони, так как его хотят насильно женить на старухе. Нервно излагая свои приключения, Разгильдяев опрокидывает стол с расставленными на нем алхимическими сосудами и приборами. Избавившись от непрошенного гостя, Вскипятилин в отчаянии восклицает: «Чтоб черти тебя взяли, проклятого разгильдяя, – он все мои лучшие снадобья перебил». Следующий визитер – престарелая взбалмошная дама Ветхокрасова, которую, естественно, изображает все тот же Здравомыслов. Дама желает изловить сбежавшего от нее Разгильдяева. Узнав, что имеет дело с алхимистом, Ветхокрасова требует у него снадобий для омоложения или хотя бы для борьбы с морщинами и, естественно, не получает ни того, ни другого. После чего, снизив масштаб притязаний, она просит капли от зубной боли, но, выяснив, что у Вскипятилина нет и такой малости, дама объявляет, что он так же смешон со своей алхимией, как и лекарь со своими лекарствами. Затем Здравомыслов изображает страдающего от похмелья пьяницу Сгорепьянова. Он требует у алхимиста яду, «смертных каплей», утверждая, что у докторов даже такого без денег не получишь. Не получив желаемого, Сгорепьянов ругает Вскипятилина и уходит. Наконец к алхимисту приходит доктор Смертодав и обвиняет его в том, что, изготавливая «бессмертные капли», он отнимает хлеб у медиков. В пылу ссоры он обещает убить Вскипятилина и вызывает его на дуэль. Но успехи Вскипятилина в фехтовании ничем не лучше его успехов в алхимии, поэтому доктор выбивает у него шпагу и под страхом смерти заставляет поклясться, что он никогда не возьмется «ни за колбу, ни за реторту». В финале Вскипятилин клянется не заниматься более алхимией, чего, собственно, его друг Здравомыслов и добивался.
Первоначально роль переодевающегося Здравомыслова писалась специально для известного актера С. И. Сандунова (1756–1820).
Думается, не стоит искать тайный смысл в творении Клушина, хотя любителям скрытого символизма есть о чем подумать. Число гостей Вскипятилина – семь. Ровно столько алхимики знали металлов и соответствующих им планет. Все они воспринимаются русским алхимистом как разные люди, хотя на самом деле в разных обличьях предстает один и тот же человек – Здравомыслов, что вполне вписывается в теорию алхимиков о единой сущности металлов, некоего общего принципа металличности, благодаря которому можно трансмутировать, «вылечить» металлы, изменив их акцидентальные свойства. Таким образом, переодевания Здравомыслова можно рассматривать как метафору приобретения металлами частных и поддающихся изменению свойств, а при желании – и как символ превращения металлов. Клушин в своей пьесе приводит алхимические символические названия – «Сатурнова борода», «летучий Меркурий» и т. д., упоминает греческого философа Теофраста, врачей Галена и Гиппократа, знаменитых алхимиков, таких как Парацельс и Сен-Жермен, алхимические сосуды и инструменты.
Известный русский литератор И. А. Крылов (1769–1844), с которым А. И. Клушин состоял в дружеских отношениях, написал рецензию на пьесу «Алхимист» и опубликовал ее в журнале «Санкт- Петербургский Меркурий». В рецензии он пишет: «Сей род комедий не иное что есть, как забавная шутка, освобожденная от всех строгих правил театра и от самого вероподобия». И далее добавляет: «Алхимист его принят с рукоплесканиями, и не часто можно видеть в театре такого стечения публики».
Несмотря на то, что пьеса А. И. Клушина не относится к самым известным произведениям, ее текст в интернете найти нетрудно. Ее вполне можно рекомендовать как любителям веселых комедий, так и тем, като интересуется алхимией.
Для тех, кто интересуется историей и философией алхимии. Готовится к изданию книга Ю. Ф. Родиченкова "XX веков алхимии". Вы можете поддержать проект. Подробнее здесь: https://vk.com/hermetisme
Только оригинальные материалы. © Автор публикаций исследователь истории и философии алхимии Ю. Ф. Родиченков.
Чем больше Вы читаете об алхимии, тем больше у Вас появляется вопросов? Может быть, найти ответы на некоторые из них Вы сможете в наших публикациях. Читайте другие статьи, посвященные тайнам алхимии.