Найти тему
Адепт Розенталя

Мы не умеем читать

Недавно публиковала пост, где просила назвать ложный факт. «Кириллицу создал не Кирилл» — один из вариантов.

Многие писали, что это и есть ложный факт, потому что... кириллица появилась позже/раньше Кирилла.

Очевидно, что они или не замечают частицу «не», или называют не ложный, а реальный факт (то есть отвечают не на мой, а на свой вопрос).

Другая история.

Учителя жалуются, что дети невнимательно читают задания и из-за этого неправильно их выполняют. Когда я проводила курсы для учителей, я выслушала много подобных жалоб. А ещё столкнулась с тем, что лишь единицы из этих учителей внимательно читали задания.

Когда я об этом сказала, большинство искренне удивилось тому, что не только дети грешат невнимательностью.

Очень часто наш мозг нас обманывает. Мы невнимательно читаем текст, что-то пропуская, а что-то додумывая. Почему это происходит?

Информации вокруг всё больше, а времени на её осмысление всё меньше. Мы привыкаем к видео, быстро пролистываем ленты соцсетей, постоянно находимся в потоке информации и вынуждены увеличивать скорость восприятия.

Поэтому при быстром чтении мозг пытается успеть понять смысл до того, как мы дочитаем до конца. Это касается как целых текстов, так и отдельных предложений или фраз.

Иногда мозг подменяет мысль автора текста своей. И мы об этом узнаем только в двух случаях: либо перечитаем внимательнее, либо неправильная интерпретация выльется в какую-то внешнюю проблему.

  • Мы неправильно понимаем рабочие задачи или письма коллег и партнёров, поэтому возникают проблемы на работе.
  • Мы неправильно понимаем личные сообщения, поэтому возникают конфликты с другими людьми.
  • Мы неправильно понимаем собственные тексты, поэтому допускаем ошибки, делаем опечатки и сталкиваемся с непониманием со стороны читателей.

Единственный способ не позволить мозгу нас обмануть — это внимательно читать. И не лениться перечитывать как чужие тексты, так и свои.

Ах да! И конечно, избавиться от мысли, что мы самые умные и просто не можем чего-то не понимать.