Найти тему
Bori Sova

Церковная служба была придумана не для мирян

Оглавление

Что же на самом деле мы должны делать на богослужении?

Небольшая преамбула

Православное богослужение отправляется не абы как - каждое слово, каждое движение, каждое песнопение регламентируется особым документом, именуемым Типикон. Устав, в переводе с греческого.

Так было не всегда. Первые христианские богослужения, которые совершались тайно (во-первых, гонения, а во-вторых и главных - первые христиане считали, что на богослужение можно допускать лишь самых достойных, а не любого, зарулившего с улицы) не имели строгой последовательности и даже в чем-то спонтанны.

-2

Однако десятилетие за десятилетием - и уже выстроился определенный костяк богослужения, закрепленный сложившейся традицией.

В III веке знаменитым эдиктом Константина Великого прекращаются гонения на христиан, Церковь выходит из подполья.

Что было раньше? Христиан гнали. И это не типа "ты христианин, persona non grata, - поди вон из моего дома, я не возьму тебя на работу и не приглашаю тебя на свой день рождения". Нет, быть христианином означало риск в любой момент быть арестованным, а затем сожженным, растерзанным дикими зверями в цирке, брошенным в кипящее олово - в искусстве ликвидации себе подобных человечество еще на заре истории достигло небывалых высот.

-3

Но вот гонения прекратились, а душа жаждала подвигов. Так появилось монашество.

(Пишите, кстати, в комментах - нужна ли статья с подробностями? Древнее монашество - весьма любопытное явление, все было совсем иначе, чем сегодня)

Итак, об уставах

Каждый монастырь, как правило, составлял свой устав, где кроме правил жизни насельников, оговаривались и богослужения.

В древности таких уставов было немало.

В Восточной Церкови (Греческой Константинопольской) были распространены два Устава: Студийский и Иерусалимский.

Феодор Студит, настоятель Студийского монастыря, которому приписывается авторство Студийского устава
Феодор Студит, настоятель Студийского монастыря, которому приписывается авторство Студийского устава
Савва Освященный, автор Иерусалимского устава
Савва Освященный, автор Иерусалимского устава

Изначально, вместе с новой верой на Руси утвердился Студийский устав.

Но в 15 веке, по ряду причин (может, о них в другой раз), поменяли устав на Иерусалимский. К слову, он строже :-)

Подробности для дотошных и/или любопытных здесь.

Так почему же устав написан для монахов, а мы в приходских церквях им пользуемся?

На самом деле сегодня по полному уставу служат разве что в строгих монастырях. На приходах служба значительно сокращается. Но устав не стали корректировать и менять, потому что должен быть недостижимый образец, к которому надо стремиться.

И да, осознавать свое несовершенство - не сможем мы также, как суровые древние палестинские и сирийские мужики :-)

Если любо - ставьте лайк и подписывайтесь!

Не забывайте комментить.

А если тема церковного пения интересует профессионально - добро пожаловать в мое сообщество.