Что же на самом деле мы должны делать на богослужении?
Небольшая преамбула
Православное богослужение отправляется не абы как - каждое слово, каждое движение, каждое песнопение регламентируется особым документом, именуемым Типикон. Устав, в переводе с греческого.
Так было не всегда. Первые христианские богослужения, которые совершались тайно (во-первых, гонения, а во-вторых и главных - первые христиане считали, что на богослужение можно допускать лишь самых достойных, а не любого, зарулившего с улицы) не имели строгой последовательности и даже в чем-то спонтанны.
Однако десятилетие за десятилетием - и уже выстроился определенный костяк богослужения, закрепленный сложившейся традицией.
В III веке знаменитым эдиктом Константина Великого прекращаются гонения на христиан, Церковь выходит из подполья.
Что было раньше? Христиан гнали. И это не типа "ты христианин, persona non grata, - поди вон из моего дома, я не возьму тебя на работу и не приглашаю тебя на свой день рождения". Нет, быть христианином означало риск в любой момент быть арестованным, а затем сожженным, растерзанным дикими зверями в цирке, брошенным в кипящее олово - в искусстве ликвидации себе подобных человечество еще на заре истории достигло небывалых высот.
Но вот гонения прекратились, а душа жаждала подвигов. Так появилось монашество.
(Пишите, кстати, в комментах - нужна ли статья с подробностями? Древнее монашество - весьма любопытное явление, все было совсем иначе, чем сегодня)
Итак, об уставах
Каждый монастырь, как правило, составлял свой устав, где кроме правил жизни насельников, оговаривались и богослужения.
В древности таких уставов было немало.
В Восточной Церкови (Греческой Константинопольской) были распространены два Устава: Студийский и Иерусалимский.
Изначально, вместе с новой верой на Руси утвердился Студийский устав.
Но в 15 веке, по ряду причин (может, о них в другой раз), поменяли устав на Иерусалимский. К слову, он строже :-)
Подробности для дотошных и/или любопытных здесь.
Так почему же устав написан для монахов, а мы в приходских церквях им пользуемся?
На самом деле сегодня по полному уставу служат разве что в строгих монастырях. На приходах служба значительно сокращается. Но устав не стали корректировать и менять, потому что должен быть недостижимый образец, к которому надо стремиться.
И да, осознавать свое несовершенство - не сможем мы также, как суровые древние палестинские и сирийские мужики :-)
Если любо - ставьте лайк и подписывайтесь!
Не забывайте комментить.
А если тема церковного пения интересует профессионально - добро пожаловать в мое сообщество.